Купить PDF-версию
05:36 | 22 ноября, Пт
Махачкала
X
08:02 29.01.2021

Делайте вместе

Начну с того, что когда мы были маленькими, играли в куклы, в машинки и любили рисовать. А еще одним из любимых занятий было вырезание бумажных кукол и подбор для них нарядов. Тоже бумажных. И сейчас, спустя много лет, от этих воспоминаний сразу тепло и уютно.

Сегодня на совместные занятия с детьми у взрослых часто не хватает времени. Между тем, как говорят психологи, это важно для гармоничного развития. И это не то же самое, что купить и вручить ребенку готовые наборы. Лучше вместе рисовать, вырезать, красить и рассказывать. Художник Анна Самарская (на снимке) отмечает, что учить ребенка искусству и культуре нужно с раннего возраста.

– Рисовать любят все дети. Рисование для них – способ рассказать о своих мыслях, фантазиях. Сегодня есть масса возможностей проявить себя, задача родителей – заметить и помочь ребенку, – рассказывает Анна Самарская, параллельно рисуя куколок – мальчика и девочку. Потом она возьмётся рисовать для них зимнюю национальную одежду наших предков.

Работа с гуашью и кисточками развивает моторику рук, дети лучше запоминают полученную информацию.

И мы обсуждаем, что сегодня принято ругать и критиковать молодежь в незнании культуры, традиций и обычаев своего народа. Родители надеются на школу, а в учебных заведениях урокам по культуре и традициям народов Дагестана, по мнению ученых, уделяют недостаточно внимания. Как результат, для наших детей гораздо ближе все чужое, а все родное – чуждо. Поэтому закладывать в ребенке знания нужно с малых лет, и такие совместные творческие занятия – лучший способ. Например, дети узнают, что нарядов у дагестанских народов великое множество. Женские и мужские костюмы богато украшали изделиями из серебра.

Анна Самарская вырезает бурку для него и женский тулупчик для нее. Было время, когда девушку выдавали замуж, то в приданое обязательно клали тулуп. Сегодня вряд ли увидишь горянок в традиционных шубках. И все же наши села хороши тем, что здесь, вдали от суетливой Махачкалы, можно увидеть то, что по телевизору не покажут и в социальных сетях не встретишь. А можно еще поделать что-то своими руками. В очередной поездке за «особенным Дагестаном» мы изготавливали бурку, и все такое подлинное, теплое, родное. Дело было в хунзахском Сиухе.

На бумажной шубе появляются узоры, а я вспоминаю, как катала войлок. Катать войлок – это и ремесло, и искусство, подвластное не каждому. Умелые руки катают тонкие слои войлока, обернутые в продолговатую циновку. Кажется, что все просто, а на самом деле без мастерства и опыта ничего не вый­дет. Чтобы работа шла быстрее и веселее, собирались большой компанией. И, конечно, пели и играли на национальных инструментах. Про что пели? Про любовь, родину, семью, урожай, хлеб… Мастерицы поясняли, что вой­лок делается из овечьей шерсти. Сначала ее нужно тщательно промыть, обезжирить, вычесать, потом выкладывают шерсть на мешковину. Слои должны быть тонкими, но все зависит от вида будущего изделия…

Закладывать в ребенке знания необходимо с малых лет. Совместные творческие занятия взрослых и детей – лучший способ научить малышей ценить традиции предков

Пока в Телетле заняты возрождением промысла изготовления женских традиционных шуб, Зайнаб Канаева из Кубачи к моему приезду берегла нечто особенное, старинное, позабытое и неизвестное многим. Это женская кубачинская дубленка. Последний раз такую сшила ее односельчанка 70 лет назад. Как шить дубленку, мастерицу, которая теперь еще и дизайнер, и модельер, и швея, никто не учил, не показывал, хотя в ауле и есть женщины, в чьем гардеробе когда-то такая имелась. Но Зайнаб хотелось самой понять, освоить, научиться, возродить ремесло – это ее дань памяти предкам. Теперь еще она шьет такие же дубленки для маленьких кубачинок.

Если женских национальных нарядов было много, то мужской был един для всех горцев. Длина черкески могла быть разной. На военной черкеске трубочки для пороха нашивали повыше. И воин на скаку мог вытащить газырь зубами и перезарядить пистолет. В холодную погоду башлык надевали поверх папахи. А папахи у горца были разные. И как говорил мне один скорняк из Цудахара: «Папаха – особый предмет гордости для каждого горца, и в гардеробе их должно быть несколько на разные случаи».

Доктор исторических наук Амирбек Магомедов рассказывал, что история цудахарского шапочного дела, как сказали бы ученые, еще не написана. Многое здесь не ясно, окутано исторической пеленой. Можно привести лишь некоторые сведения. А. Тихомиров, преподаватель Северо-Кавказского рабочего факультета, летом 1929 года, проводя обследование кустарной промышленности Даргинского округа, записал, что исторически шапочный промысел в народе связывают с неким Муртазали Гаджиевым из с. Хвали-Бухна, который примерно в 30-е годы XIX века продал на цудахарском базаре первую шапку за 50 копеек. Надо сказать, это был период формирования унцукульского художественного промысла, многих оружейных, ткацких промыслов Дагестана.

… Наши бумажные наряженные в национальную одежду куклы готовы. Представьте, сколько положительных эмоций и знаний вы можете дать ребенку, занимаясь совместным творчеством. А подобные колоритные мастер-классы учат детей знать и ценить традиции предков.

Статьи из «Общество»

Легендарный генерал Араблинский

5
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Главное оружие – наше единство

29
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

43
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...

Годен к строевой

13
В России с 1 октября начался осенний призыв на срочную военную службу. По традиции в самой...

«Капитану» море не нужно

11
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

18
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Школа жизни Аскерханова

177
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...