X
07:02 04.11.2024

День народного единства

16 декабря 2004 года Государственная Дума приняла сразу в трех чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях) России. Закон, в частности, предусматривал введение нового праздника - Дня народного единства.

На этот день был перенесен государственный выходной день с 7 ноября — Дня согласия и примирения. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». С 2005 года 4 ноября в России государственный выходной.

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых — государь Михаил Федорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный.

Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы.

«Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский.

Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства. По указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

 

 

Статьи из «Общество»

Не оружием, а словом!

3
Соседняя с Дагестаном республика в начале 1990-х годов стала своего рода рассадником...

Кукушка

18
Недавно я женился, и сразу у меня появилось много забот. До женитьбы я любил проводить вечера...

В том видел он призвание своё

17
Обращая взор в грядущее, невольно приходишь к мысли, что жизнь человеческая, обретая силу,...

Главное богатство Нугутдина Исрафиловича

154
Однажды в кругу друзей зашел разговор о...

Рука дающего

11
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Жизнь, отданная служению Родине

108
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

История скрепила наш союз

8
… Вспомним, как 2020-й год – год 75-летия Великой Победы – ознаменовался для российского народа...

Мир меняется. А мы?

5
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

16
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

4
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...