«День-ночь–48»
Когда-то Махачкалинский железнодорожный вокзал был очень оживленным, людным местом. Не то что сейчас, и, видимо, потому, что авиасообщение для дагестанцев стало намного доступнее. Сегодня прежде чем решить, каким способом отправиться, к примеру, в Москву, каждый дагестанец непременно примерит стоимость билета на свой кошелек.
Если, как говорится, не «горит», если есть возможность забронировать заранее билет на перелет, то цена на проезд в купе вагона будет даже дороже полета на самолете. Но, заметьте, в поезде зато все без суеты, с комфортом. И потому любителей такой езды все еще немало.
Это подтверждают две прекрасные женщины, которым форма железнодорожника очень даже к лицу. Она стала обыденностью для них, так как они работают помощницами начальника вокзала «Махачкала». Сапият Мурзаева и Ирина Музалева трудятся бок о бок вот уже несколько десятков лет.
Накануне профессионального праздника железнодорожника, как и обычно, у них в утренние часы пересменка. Руководство вокзала и задумываться долго не стало, рекомендовав именно их в качестве лучших своих работников.
Беседу нашу прервали привычные процедуры приема-сдачи дежурства: сверки журналов учета. У помощника дежурного, отмечу, их много по самым разным сферам деятельности вокзала столицы. И неудивительно, дежурный должен быть в курсе всего, что происходит. А это далеко не просто.
– Сначала с самого утра мы проверяем температуру у всех сотрудников, заступающих на дежурство, – рассказывает Сапият Сайпутдиновна. – Строгость определяет время, в которое мы живет, пандемия вносит свои коррективы. Электрики, кассиры, охрана и другой обслуживающий персонал собираются на планерке, чтобы, как говорится, сверить часы. Мы должны быть в постоянной готовности и обеспечить порядок и функциональность деятельности вокзала, где безопасность для пассажиров, пожалуй, главное, – заявляет Сапият.
Завершив самые неотложные дела, мы продолжили беседу уже за чашечкой чая. Узнаю, что профессиональный опыт у Сапият нешуточный. Молодой девчонкой пришла она работать в 1977 году. Трудовую биографию начала с дежурств службы по выдаче справок. Понравилось ей на железной дороге, потому решила обучиться профессии. Годы учебы в Орджоникидзевском железнодорожном техникуме на факультете пассажирских перевозок дали ей право занимать должность помощника начальника вокзала. С того самого 1985 года и пошли её дежурства по так называемой схеме «день-ночь–48».
А вот Ирина Анатольевна на работу устроилась в 1992 году. Практически сразу подружились с Сапият. Сегодня они как одна семья. Шутка ли, тридцать лет сменяют на дежурствах друг друга. У Ирины Музалевой и сын работает рядом, в транспортной полиции.
У обеих по трое детей, внуки и масса воспоминаний. Пожалуй, лучшими годами в своей деятельности коллеги считают советскую эпоху. Говорят, было тяжелее, но тогда порядка 25 составов в день проходило через станцию. А ещё, наверное, потому, что сами молодыми были в те годы, вот и воспоминания больше радужные. Теперь лишь несколько составов в день, и это потолок. Поезда Баку – Москва ныне не в ходу. Правда, женщины рассказывают о нашествии туристов. Как правило, они ежедневно отправляются в Дербент на электричке. «Никогда такого не было, а в этом году аж с февраля отмечается поток гостей республики и не спадает», – говорит Ирина.
В обязанности помощника начальника вокзала также входит помощь нетранспортабельным пассажирам. О них им сообщают предварительно, и бывает, что с коляской нужно несколько раз кряду за рейс довозить инвалидов, больных до такси. А ещё и железнодорожные линии нужно осмотреть на предмет отсутствия посторонних предметов. И вообще, обо всем, что случилось на вокзале, обязан знать помощник начальника вокзала. И не просто знать, а часто и срочно принимать решения, на то он и дежурный.
Характер у женщин решительный, видно, что привыкли к ответственности. Но и женственности не потеряли. Браво, Сапият! Браво, Ирина! Вот такие симпатичные лица у Махачкалинского железнодорожного вокзала.