День рождения «железного коня»
Днём рождения этого вида транспорта принято считать 29 августа 1885 года, когда немецкий инженер Готлиб Даймлер получил патент на мотоцикл.
Бензиновый карбюраторный двигатель Даймлера и Майбаха имел мощность 1,5 л. с. и был установлен на деревянной раме с деревянными колёсами. На первых испытаниях мотоцикл развил скорость 12 км/ч. В 1895 году он был запатентован Даймлером как «машина для верховой езды с керосиновым двигателем».
Сооружение представляло собой странную сегодня конструкцию с деревянной рамой и ременной передачей. У заднего колеса с каждой стороны располагалось по одному маленькому подрессоренному выносному колесу (все колеса были с железными ободами и деревянными спицами). И все же новый вид транспорта оказался довольно удачным и уже в первом своём варианте очень походил на современный мотоцикл, так как основывался на компоновочных принципах, оставшихся незыблемыми до наших дней.
Мотоциклы сегодня подразделяются на классические, крузеры, туристические, спортивные, шоссейные, кроссовые, эндуро, чопперы.
Классические появились первыми и с тех пор являются «мотоциклами на каждый день». Конструкция этих мотоциклов отличается простотой и удобством обслуживания, в них используются многие технологии, пришедшие из спорта. Современный классический мотоцикл может быть любой кубатуры – от 50 до 2000 см3, но то, что объединяет их все в один тип, — это геометрия, обеспечивающая прямую (так называемую классическую) посадку водителя, когда он сидит ровно, не отклоняясь и не опираясь на руль.
Малокубатурные классические мотоциклы, их назначение – езда по городу каждый день. Главное их достоинство – дешевизна. Основное количество выпускаемых в мире мотоциклов как раз такие мотоциклы.
Крузеры – стиль, сформированный в большей части благодаря компании «Harley-Davidson». Вообще крузеры наиболее консервативный класс мотоциклов. Классический крузер имеет особенность – максимум хромированных деталей. Законодателем моды в этом выступает руль особенной формы, достаточно широкий и такой, чтобы пилот сидел, слегка отклонившись назад. Крузеры часто оснащаются ветровым стеклом, причём для дальних поездок это стекло делается довольно значительного размера.
Классический чоппер отличается от крузера рамой с поднятой вверх рулевой колонкой и вытянутой вперед вилкой, минимумом пластиковой облицовки – узкими и укороченными крыльями, колёсами сильно отличающихся размеров. Благодаря кинематографу и рекламе чоппер сохраняет свой неповторимый стиль, обладающий магнетизмом.
Эндуро. Название класса от английского слова endurance – выносливость. Это класс мотоциклов, предназначенный для езды по плохим дорогам, а то и вовсе по бездорожью. В зависимости от специализации выделяют несколько типов, которые имеют общие характеристики. Конструкция мотоцикла основана на длинноходных подвесках, предназначенных для преодоления бездорожья.
Туристические мотоциклы являются флагманами модельного ряда мотофирм. Стоят они очень дорого и предназначены для путешествий с комфортом. Количество опций, которыми они оснащены, делает их сравнимыми с автомобилями представительского класса, размеры багажных кофров позволяют уложить туда всё необходимое. Недостатком этого класса являются большие размеры и вес, что усложняет езду на них в городе (но не забываем, что их стихия – загородная трасса), а также цена.
Туристические эндуро – класс, ведущий своё начало от ралли «Париж – Дакар». Этот мотоцикл должен быть рассчитан на длительную езду по плохим, но все же дорогам, и для этого должен иметь развитый пластиковый обвес с ветровым стеклом, защищающий водителя от ветра и пыли, качественную светотехнику, позволяющую двигаться в условиях плохой видимости, комфортные условия для пилота, когда можно долго ехать не уставая, иметь места под багаж.
Туристические эндуро требуют достаточно высокой квалификации, так как управлять тяжёлым спортивным мотоциклом, едущим на большой скорости по бездорожью, сможет не каждый.