День в календаре. 10 июня
Ижевский оружейный завод
10 июня 1807 г. был основан Ижевский оружейный завод (ныне Концерн «Калашников»).
На заводе изготовляли огнестрельное и холодное оружие. К началу Отечественной войны 1812 г. предприятие выпустило 2 тысячи ружей, а в 1814-м – 10 тысяч ружей и 2,5 тысячи тесаков. В 1874 г. завод приступил к выпуску четырехлинейного ружья конструктора Бердана, а в 1891-м – трехлинейной винтовки Мосина. Только здесь выпускались все ее разновидности: пехотная, драгунская, казачья и кавалерийский карабин.
В 1887 г. ижевская винтовка была представлена на Сибирско-Уральской выставке и быстро завоевала популярность. В 1900 г. на всемирной выставке в Париже охотничьи ружья завода получили золотые медали. В годы Великой Отечественной войны на Ижевском заводе выпускалось до 18 видов оружия, включая противотанковые ружья Дегтярева и Симонова, авиационные пулеметы и пушку Березина, авиационные пушки Шпитального и Нудельмана-Суранова. С 1948 г. началось производство автомата Калашникова, который по сей день находится на вооружении.
Сегодня данное предприятие носит название Концерн «Калашников», в него входят три оружейных бренда: «Калашников» – боевое и гражданское оружие, «Байкал» – охотничье и гражданское оружие, «Ижмаш» – спортивное оружие. Концерн является флагманом российской стрелковой отрасли, а его продукция поставляется более чем в 27 стран.
Шина Томпсона
10 июня 1846 г. шотландец Роберт Уильям Томпсон получил в Лондоне патент (№ 10990) на пневматические шины, описанные в его заявке как «усовершенствованные колеса для повозок и других передвигающихся объектов».
Шина Томпсона состояла из камеры и наружного покрытия. Камера изготавливалась из нескольких слоев обычной парусины, пропитанной и покрытой каучуком или раствором гуттаперчи. Наружное покрытие шины делалось из кожи и крепилось с помощью заклепок. Через год изобретатель представил свое детище публике, протестировав на настоящей повозке. Журнал «Меканикс Мэгэзин» писал: «Посетители парка на этой неделе с любопытством рассматривали пеструю повозку, которая двигалась среди толпы на таких бесшумных колесах, что трудно было поверить в их соприкосновение с землей».
Новым изобретателем пневматической шины стал в 1888 году шотландец Джон Данлоп. Он сделал уникальные колеса для детского велосипеда своего сына, прикрепив к ним широкие обручи из надутых воздухом поливочных шлангов. Через два года Чайльд Кингстон Уэлтчем отделил камеры от покрышки и для увеличения прочности и упругости шины предложил вставлять в ее края проволочные кольца и садить их на обод, с углублением к центру. Последнее открытие дало изобретению Данлопа путь к применению пневматических шин на автомобилях. С тех пор шинная промышленность начала свое бурное развитие и повсеместное распространение.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов