День в календаре. 12 февраля
«Венера-1»
12 февраля 1961 г. в Советском Союзе состоялся запуск первой в мире автоматической межпланетной станции «Венера-1». Этот космический аппарат, запущенный с использованием ракеты-носителя «Молния», предназначался для исследования планеты Венера.
Но в тот раз не всё прошло так, как задумывали конструкторы, инженеры и учёные. Связь со спутником была потеряна, когда он находился на расстоянии порядка 2 млн километров от Земли. Тем не менее это событие стало новым рекордом СССР в освоении космоса. Советский космический аппарат стал первым, пролетевшим так близко от другой планеты.
Корпус станции «Венера-1» представлял собой цилиндр диаметром 1,05 метра с закругленной вершиной. Длина аппарата составляла 2,035 метра. Установленные на станции научные приборы позволили собрать много информации, среди которой были данные о плазме солнечного ветра в космическом пространстве, а также о параметрах солнечного ветра и космических лучей в околоземном пространстве. Впервые вся собираемая телеметрическая информация передавалась с использованием параболической антенны. Для автоматической межпланетной станции была разработана корректирующая двигательная установка. 19 февраля контакт со станцией был потерян, но в мае 1961 года она пролетела на близком (в космических измерениях) расстоянии от Венеры в 100 тысячах километров и перешла на гелиоцентрическую орбиту.
Большие гонки
12 февраля 1908 г. в Нью-Йорке стартовали первые автогонки вокруг земного шара.
Фаворитами гонки были американец Генрих Генцен, немецкий лейтенант Кеппен, барон Эдуард фон Шейнфогель. Их экипажи стартовали на автомобилях фабрик «Протос», «Цюст-Милан», «Томас-Флаер» соответственно. Французский экипаж Бурсье отправился на автомобиле «Де Дион-Бутон», итальянский экипаж Генри Хаага выбрал автомобиль «Бриксия-Зюст». Автогонки прошли по маршруту Нью-Йорк – Аляска – Сиэтл – Владивосток – Иркутск – Ачинск – Томск, далее по тракту через Россию в Европу.
Первым финишировал в Париже немецкий автомобиль «Протос» 11 июля, вторым 26 июля к финишу пришел американский экипаж, который и был признан победителем: немецкого автогонщика оштрафовали на 15 дней в связи с тем, что его автомобиль после поломки был доставлен в Сиэтл по железной дороге.
Во время пути все автомобили претерпели поломки. На «Томасе» пришлось заменить поврежденную коробку передач, а на «Протосе» – задний мост. В нынешнее время крупнейший в мире автомобильный музей Харра в штате Невада США экспонирует «Томас-Флаер». Немецкий технический музей в Мюнхене демонстрирует «Протос».
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов