День в календаре. 12 мая
В списке ЮНЕСКО
12 мая 1731 г. стало официальной датой начала судоходства по Ладожскому каналу. Созданный по инициативе царя-реформатора канал был назван именем самого Петра или Петровским, став третьей по масштабу (после Санкт-Петербурга и Кронштадта) стройкой его эпохи.
На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы и стратегически важным военным объектом России.
В начале XIX века Петровский канал перестал справляться с возросшим потоком судов, барж и плотов. После постройки Новоладожского канала Петровский (Староладожский) стал выполнять вспомогательную функцию. Транспортное значение каналов резко упало в 1904 году с вводом в строй железной дороги, а с 1940 г. они вообще перестали использоваться для судоходства.
К сожалению, в настоящее время каналы превратились в заросшие и замусоренные водоемы. Это тем более обидно, что Ладожские каналы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Канал императора Петра Великого интересен не только как выдающийся инженерный объект, но и как часть историко-культурного наследия России.
Шедевр мировой драматургии
12 мая 1664 г. в Версале состоялась премьера комедии «Тартюф, или Лицемер» Мольера на придворном празднестве «Увеселения волшебного острова», где присутствовал весь цвет французского общества.
Однако пьеса расстроила праздник и вызвала бурю негодования со стороны «Общества святых даров» – тайной и влиятельной организации аристократов и духовных лиц.
В образе Тартюфа Общество усмотрело сатиру на своих членов и добилось запрета пьесы, а против Мольера возник настоящий заговор, который возглавила королева-мать Анна Австрийская. Именно она патронировала «Общество святых даров». Драматурга обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это отправить автора на костер.
Мольеру пришлось долго и много бороться за свою комедию. Он писал на имя короля прошение: «Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии». Но это ни к чему не привело. Мольер вынужден был переделать пьесу, ослабив резкие места.
В новом виде комедия, имевшая уже 5 актов и названная «Обманщик», была допущена королем к представлению. Правда, после первого же спектакля в августе 1667 года Мольер получил от парижского суда запрет на постановку. Также и архиепископ запретил исполнять и смотреть «еретическую» комедию под угрозой отлучения от церкви. Только через полтора года Мольеру удалось добиться снятия запрета с «Тартюфа», он был представлен в третьей редакции, которая дошла и до наших дней. Успех был полным, но попытки запретить пьесу предпринимались и в последующие годы.
Мольеру принадлежит целый каскад блистательных комедий, однако именно «Тартюф» подарила типаж, ставший бессмертным в веках, имя ее героя стало нарицательным, а сама пьеса – шедевром мировой драматургии. На русский язык эта комедия была переведена в 1757 году, тогда же состоялось ее первое представление в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день комедия «Тартюф» поставлена почти всеми театрами мира и сохраняется в репертуаре многих из них.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов