День в календаре. 14 июня
«Катюша». Боевое крещение
14 июля 1941 г. впервые была применена в бою знаменитая «Катюша». Известно несколько версий происхождения этого названия. Наиболее вероятная из них связана с заводской маркой «К» завода Коминтерна — изготовителя первых боевых машин БМ-13 и с популярной в то время одноименной песней.
«Катюша» стала первой созданной в СССР мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня. В начале июля 1941 г. была сформирована первая Отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии во главе с капитаном Иваном Флеровым, вооруженная семью этими боевыми установками. 14 числа того же месяца батарея дала залп по захваченному фашистскими войсками железнодорожному узлу города Орши. Это стало боевым крещением «Катюш». В результате мощного огневого удара одновременно 112 реактивными снарядами были уничтожены вражеские эшелоны, боеприпасы и переправа через реку Оршицу.
Первый опыт применения нового советского ракетного оружия показал его высокую боевую эффективность, что и стало одной из причин быстрейшего его ввода в строй и оснащения им Сухопутных войск Красной Армии. Батарея же Флерова продолжила успешно воевать – она участвовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. В октябре 1941 года при движении к линии фронта из тыла батарея попала в засаду под деревней Богатырь (Смоленская область). Расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины, большинство бойцов и их командир Иван Флеров погибли.
Через всю Сибирь
14 июля 1903 г. состоялся ввод в эксплуатацию Великого Сибирского пути (Транссибирской магистрали).
13 июня 1891 года император Александр III подписал рескрипт о сооружении Великого Сибирского пути близ Владивостока: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений».
3 ноября 1901 г. произошла смычка рельсов, а через два года в июле состоялся ввод Великого Сибирского пути в эксплуатацию. Он проходит по территориям 14 областей, трех краев, двух республик, одной автономной области и одного автономного округа РФ, на пути расположено 87 городов, пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури, на протяжении 207 километров – вдоль озера Байкал и 39 километров – по берегу Амурского залива Японского моря.
Фактическая протяженность по главному пассажирскому ходу (Москва – Владивосток) – 9288,2 км. Магистраль проходит по территории двух частей света – Европе (19,1 процента длины) и Азии (80,9 процента). Начальный пункт Транссиба – Ярославский вокзал в Москве, конечный – Владивостокский вокзал во Владивостоке.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов