День в календаре. 15 сентября
Мирные протестанты
15 сентября 1971 года – день первой организованной акции экологов против ядерных испытаний – считается днем создания международной экологической организации «Гринпис» (англ. Greenpeace, «Зеленый мир»).
Основатели «Гринпис» – Бен Мэткаф и Дэвид Фрейзер МакТаггарт. Их называли «первыми воинами зеленого воинства». До того, как основать «Гринпис», Бен возглавлял PR-агентство, а Таггарт занимался бизнесом в Канаде. В 1971 году небольшая группа экологов «объявила войну» американскому правительству, проводившему ядерные испытания на острове Амчитка (Аляска) – это была первая организованная природоохранная акция протеста. Именно у членов этой группы во главе с Беном Мэткафом и Дэвидом Таггартом вскоре возникла идея создания экологической организации «Гринпис». За время своего существования «Гринпис» вырос из группы энтузиастов в мощную международную экологическую организацию, которая активно действует по всему миру. Работа экологов включает в себя следующие направления: кампания по биоразнообразию; кампания по защите атмосферы; антиядерная кампания; кампания по токсическим веществам.
В своей деятельности «Гринпис» руководствуется принципами: протест действием – организация и проведение акций, привлекающих внимание общественности к проблемам экологии и к тем, кто виновен в их возникновении; ненасильственность – все действия «Гринпис» – это осуществление мирного протеста; независимость – «Гринпис» не примыкает ни к одной политической партии, не принимает пожертвований от государственных организаций, коммерческих структур и политических партий. Финансируется организация и ее отделения исключительно за счет личных добровольных пожертвований сторонников движения в мире. Главным руководящим органом является Совет «Гринпис», состоящий из представителей всех офисов организации, которые существуют более чем в 40 странах мира. В их число входит «Гринпис» России, созданный в 1992 году.
Первый регулярный рейс
15 сентября 1956 года самолет «Ту-104» совершил первый регулярный рейс с пассажирами по трассе Москва – Иркутск. Через 7 часов 10 минут летного времени, преодолев (с посадкой в Омске) 4570 км, самолет приземлился в Иркутске. Лайнер пилотировал экипаж под руководством Е. П. Барабаша.
По сравнению с предыдущим (поршневым) поколением самолетов реактивная машина преодолевала расстояния почти в 3 раза быстрее. «Ту-104», перевозивший до 100 пассажиров за один рейс и преодолевавший 800–900 км в час, стал вторым основным (после Ил-18) самолетом на магистральных линиях Аэрофлота. В том же году реактивные первенцы стали летать на линиях Москва – Тбилиси, Москва – Ташкент, Москва – Хабаровск.
В сентябре 1957 года из аэропорта «Внуково» на «Ту-104» был выполнен полет в Нью-Йорк, который, как отмечала тогда западная пресса, «подтвердил приоритет СССР в развитии реактивной техники». Некоторые переоборудованные модели «Ту-104» использовались для тренировки космонавтов в условиях кратковременной созданной невесомости. Последний полет этого самолета в СССР состоялся в 1986 году. Памятник самолету «Ту-104» с бортовым номером Л-5412 на привокзальной площади аэропорта «Внуково» появился в сентябре 1976 года в честь 20-летия начала полетов, а в 2005-м он был демонтирован и отправлен на реставрацию. 11 апреля 2006 года памятник знаменитому «Ту-104» – первому в мировой практике реактивному пассажирскому самолету – был установлен у развязки на съезде с Киевского шоссе к аэропорту «Внуково».
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов