День в календаре. 2 марта
Дело о «непозволительных стихах»
2 марта 1837 г. за свое стихотворение «Смерть поэта», посвященное А.С. Пушкину, был арестован Михаил Лермонтов, и начато следствие по делу о «непозволительных стихах», за которым наблюдал сам император. Дата эта известна и хранится в памяти преимущественно людей мира литературы и искусства, тогда как само событие, повлекшее за собой арест поэта известно многим.
«Погиб поэт! – невольник чести…», – строки, которыми начинается написанное Лермонтовым стихотворение, родились в голове человека, не входившего в круг близких друзей Пушкина. Однако Лермонтов хорошо знал обратную, закулисную сторону того мира клубов, балов, светских салонов и вечеров, где на фоне ярких нарядов, высоких нот, мундиров и регалий рождались, жили и расползались извечные «чёрные спутники» человеческих душ: зависть, лесть, подлость, сплетни, клевета.
Обо всём этом он с горечью и болью написал в своём стихотворении. В этом и феномен творчества Лермонтова: попытка вырваться на свободу из клетки, услышать, как порыв свежего ветра наполнит парус души, поиск правды и образа истинного героя в прошлом, которое, возможно, было лучше, «чище», чем настоящее. Распространение стихотворения «Смерть поэта» через рукописные копии принесло Лермонтову широкую известность, несмотря на то, что отношение в обществе к нему было неоднозначным, так же, как и к Дантесу – участнику дуэли с Пушкиным.
Первой реакцией Николая I был призыв к военному лекарю освидетельствовать поэта на предмет его вменяемости. За поэта вступились друзья Пушкина, и прежде всего Жуковский, близкий императорской семье. В итоге решением императора Лермонтова перевели из Лейб-гвардии Гусарского полка в Нижегородский драгунский полк без понижения в звании. Полк тот нёс службу на Кавказе, куда и отправился вскоре русский поэт, где он почерпнул много нового и интересного для своего творчества.
Революция в певческой культуре
2 марта 1911 г. в Москве состоялось первое выступление русского народного хора Пятницкого.
Зал Благородного собрания был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты… Люлька, прялки, сундук с приданым…
Исполнители – 11 крестьян – спокойно и естественно чувствовали себя среди этой такой простой и привычной обстановки (они не были профессиональными актерами). Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении.
Именно этот «самодеятельный театр песни» произвел революцию в певческой культуре целой страны. Песни пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Они пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях.
«Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», – писал в те дни Пятницкий.
Сегодня Государственный академический русский народный хор им. М.Е. Пятницкого – известный российский музыкальный коллектив, исполняющий народную музыку, – продолжает с успехом выступать, является лауреатом премии «Национальное достояние страны» и обладателем других государственных наград.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов