День в календаре. 23 октября
«Отец» водородной бомбы
23 октября 1953 г., спустя всего два с небольшим месяца после испытания первой в мире водородной бомбы, ее «отец», 32-летний Андрей Сахаров, получивший 3 месяцами ранее степень доктора физико-математических наук, миновав «ступеньку» члена-корреспондента, был сразу избран действительным членом Академии наук СССР.
Кандидатуру Сахарова поддержали научные руководители ядерной программы Игорь Курчатов, Юлий Харитон и Яков Зельдович. В своем отзыве о научной деятельности ученые написали, что Сахаров «является необычайно одаренным физиком-теоретиком и в то же время замечательным изобретателем». С конца 1950-х годов Сахаров активно выступал за прекращение испытаний ядерного оружия. С конца 1960-х он являлся одним из лидеров правозащитного движения в СССР.
Открытые гонения на него начались с письма сорока академиков, опубликованного в «Правде» в августе 1973 года, и продолжались более десятилетия. Но они оказались не в состоянии сломить его дух, веру. Андрей Дмитриевич продолжал выступать и письменно, и устно, отстаивая общечеловеческие ценности, защищая права конкретных граждан. В октябре 1975 года Сахарову была присуждена Нобелевская премия Мира.
Музей музыкальных инструментов
23 октября 2000 г. китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, созданных 2 тысячи лет назад в эпоху династии Хань. Несмотря на почтенный возраст, почти все 150 найденных экспонатов были в хорошем состоянии.
А самые древние музыкальные инструменты, найденные на территории Китая, датируются радиоуглеродным методом 5-4 тысячелетиями до н.э. Это разного рода свистульки и костяные дудочки. При археологических раскопках были обнаружены относящиеся к этому времени шаровидные глиняные окарины (сюнь), литофоны (цин), бронзовые колокола (чжун) и другие музыкальные инструменты. Китайская музыка – одна из древнейших в мире. В ее основе 5-звуковая система (пентатоника), но встречаются мелодические образования, построенные на 7-ступенчатых ладах. Музыкальные инструменты: цисяньцин, пипа, хуцинь, или эрху, ди, шэн, разнообразные флейты. Изучением китайской музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке, занимался собиранием народных песен, Хэ Чэнь-Тянь – вопросами равномерной темперации, Сыма Цянь создал теорию китайских ладов. Содержание профессиональной китайской музыки определялось придворным церемониалом и религиозным культом.
Имеются текстовые подтверждения значительного увеличения количества музыкальных инструментов в эпоху Чжоу. Упоминаются различные трещотки, скребки, струнные инструменты, флейты, язычковые губные органы. В этот период возникает традиционная классификация ба инь («восемь звуков») – классификация инструментов по восьми категориям, в зависимости от материала, из которого они изготовлены целиком или существенной частью.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов