День в календаре. 29 сентября
Прототип Шурочки Азаровой
29 сентября 1806 г. дочь сарапульского городничего Надежда Дурова, обрезав косы, отбросив женские одежды, в казачьей форме, выдав себя за мужчину и назвавшись именем Александра Андреевича Соколова, присоединилась к казачьему полку.
Послужив в казаках, она завербовалась юнкером в уланский полк, участвовала в войнах с Францией в 1806 году и 1812-1814 годах, где отличилась храбростью и мужеством в сражениях. За ратные подвиги получила Георгиевский крест и была произведена в корнеты. В начале 1808 года кавалерист-девица удостоилась аудиенции у императора Александра I. Государь, узнав, что она женщина, был поражен самоотверженным желанием барышни служить Родине на военном поприще. Он внял ее просьбам, разрешив остаться в армии в чине корнета гусарского полка и продолжить службу, правда, уже под именем Александра Андреевича Александрова – производным от его собственного.
Только в 1816 году, вняв просьбам отца, Надежда вышла в отставку с чином штабс-ротмистра и пенсионом. Ходила постоянно в мужском костюме и сердилась, когда обращались к ней, как к женщине. Надежда Дурова послужила прототипом Шурочки Азаровой – героини пьесы Александра Гладкова «Давным давно» и фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».
Трамвайное движение в Петербурге
29 сентября 1907 г. состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге. Один из авторов проекта – инженер Генрих Графтио сам провел первый трамвай по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару, через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова.
В 1908 году работали уже 9 трамвайных маршрутов. Первые Петербургские трамвайные вагоны были изготовлены английской фирмой «Бреш», позже их стали делать и на российских Коломенском и Мытищинском заводах. Вначале попытались разделить вагон на два класса с разной оплатой за проезд, но быстро выяснилось, что это неудобно для всех.
Развитие трамвайного движения в Петербурге потребовало реконструкции улиц, укрепления мостов, создания трамвайных парков. Постепенно трамвай становился основным видом транспорта в столице. К 1917 г. общая протяженность трамвайных путей в Петербурге составила 200 км, в городе работали 710 трамвайных вагонов. В настоящее время по состоянию на конец 2019 года в Петербурге действует 41 трамвайный маршрут, работают 7 трамвайных парков. С 231 км путей трамвайная сеть Северной столицы занимает 4-е место в мире по протяжённости трамвайных путей. Когда-то Петербург считался самым «трамвайным» городом мира.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов