День в календаре. 9 февраля
Русско-японская война
9 февраля 1904 г. началась русско-японская война, которая стала одной из тяжёлых страниц в истории русской армии и ВМФ.
Нередко можно услышать о том, что эта война подорвала международный статус России. Во многом это действительно было так, особенно если учесть не только поражения на суше, где русская армия была практически постоянно вынуждена отступать, а ещё и гибель всего Тихоокеанского флота, сдачу крепости Порт-Артур и капитуляцию остатков Второй Тихоокеанской эскадры после Цусимского сражения.
Однако именно суровый, если не сказать жестокий урок, преподнесенный этой войной, стал сильным стимулом для реорганизации армии и флота (как в части системы подготовки, так и в техническом отношении). Эта война показала, что серьёзные просчёты при подготовке и, как следствие, ошибки в ходе сражений нельзя компенсировать одним только героизмом и готовностью к самопожертвованию. Этого было достаточно: героические бои бронепалубного крейсера 1 ранга «Варяг», эскадренного миноносца «Стерегущий», бронепалубного крейсера 1 ранга «Дмитрий Донской», броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» и др. Основными причинами войны стали противоречия двух держав относительно контроля над территориями Маньчжурии и Кореи, а также господства в Жёлтом море.
Внешнеполитический курс России, направленный на усиление позиций на Дальнем Востоке, неизбежно должен был встретить сопротивление со стороны Японии, чьи интересы также географически были сосредоточены на этом регионе. Завершилась русско-японская война подписанием Портсмутского мирного договора, по условиям которого Россия теряла Порт-Артур, передав его в аренду Японии вместе с Ляодунским полуостровом и портом Дальний, признавала Корею сферой интересов и влияния Японии, теряла часть Южно-Маньчжурской железной дороги, южную часть острова Сахалин.
Совет по гражданской авиации
9 февраля 1923 г. было принято постановление «Об организации Совета по гражданской авиации».
Следующей ступенью развития гражданской авиации стала постройка пассажирского самолета Ли-2. Самолет был рассчитан на 24 места. В конце Великой Отечественной войны с созданием двухмоторного самолета Ил-12 развитие российского воздушного транспорта шагнуло вперед. С середины 1950-х годов в гражданской авиации появились многоместные реактивные самолеты Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10.
В 1965 г. совершил первый полет самый большой в мире транспортный самолет Антей или Ан-22. Через три года вступил в эксплуатацию Ту-154. В настоящее время гражданская авиация России выполняет свыше 30 процентов всех междугородних перевозок на дальние расстояния. Традиционно 9 февраля считается в России Днем рождения гражданской авиации.
По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)
Подборку подготовил Шамиль Гарунов