В рамках форума в конференц-зале администрации города состоялась панельная дискуссия «Межэтнические и межконфессиональные отношения на Юге России: история и современность». В дискуссии приняли участие известные российские политологи, общественные деятели, ученые, историки, социологи, журналисты и все, кто интересуется проблемами развития современной России.
Напомним, что форум «Российский Кавказ» проводится с 2012 года. Он посвящен актуальным вопросам, касающимся политических процессов, которые происходят на Кавказе, и способствует лучшему пониманию обществом ключевых проблем региона и поиску путей их решения. Форум «Российский Кавказ» ориентирован на научное исследование и научно-практическое понимание места и роли Кавказа в общем историко-культурном и политико-цивилизационном пространстве страны. III Международный политологический форум «Российский Кавказ» организован Федеральным агентством по делам национальностей и уже перешел в разряд традиционных мероприятий в сфере политики.
Открывая форум, ведущий аналитик ТВ-канала РГВК, научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, кандидат политических наук Ханжан Курбанов подчеркнул тот примечательный факт, что именно в Дербенте, который имеет многовековую историю и по праву считается одним из старейших городов России, собрались участники III Международного политологического форума «Российский Кавказ».
Председатель заседания обозначил главные вопросы обсуждения: исторический опыт межэтнического и межконфессионального «сожительства» и уроки на будущее на примере Дербента, межэтнические отношения и роль традиционного ислама на примере Дагестана, роль СМИ в создании и восприятии имиджа Кавказа.
— История древнего Дербента уникальна и богата, — отметил Ханжан Курбанов. — 5000 лет назад на дербентском холме появилось небольшое древнейшее поселение местных племен. Место с крутыми склонами и глубоким ущельем было благоприятным для защиты оседлых аборигенов – предков современных дагестанцев, подвергавшихся постоянным набегам агрессивных кочевников с севера. Спасаясь от воинственных степняков, они перебрались на благодатную вершину дербентского холма. А внизу по узкой полосе между Каспийским морем и Кавказскими горами пролегала единственная удобная дорога, связывающая Юго-Восточную Европу с Передней Азией. По этой дороге кочевники совершали опустошительные нашествия в Закавказье и Переднюю Азию, сметая все на своем пути, но первыми страдали древние жители юга современного Дагестана. Возникла острая необходимость защиты от уничтожения первых очагов культуры на Востоке. Таким образом, на самом узком участке Каспийского пути, на стыке двух миров — мира оседлых земледельцев и мира кочевников — возник опорный пункт, затем цитадель, превратившаяся в город-крепость. В период средневековья Дербент был крупнейшим городом по масштабам не только Кавказа, но и Ближнего Востока и Западной Европы.
За владение Дербентом воевали великие империи Рима, Парфии, Византии, Арабский халифат и Хазарский каганат, сельджуки, сефевиды и Золотая Орда, шахский Иран и султанская Турция. Завоеватели неоднократно меняли этнический состав населения. Переселялись в город персы, тюркские племена, а в первой половине VIII века арабский полководец Маслама переселил в Дербент 24 тысячи арабов из Ближнего Востока. Каждый народ приносил в город свои обычаи, традиции, свою культуру, все лучшее из которых заимствовалось местным населением и становилось общим достоянием. Кроме того, бесконечные нашествия иноземных захватчиков заставляли дербентцев совместными усилиями защищать город, противостоять их гнету. Таким образом, путем взаимовлияния, взаимообогащения культур и традиций, духовно-нравственных ценностей народов, населяющих город, через национальную терпимость в Дербенте образовалось полиэтническое наднациональное мультикультурное сообщество людей.
Дербент остается уникальным городом, в котором люди разных национальностей и религиозных убеждений веками живут в мире и согласии. Именно через Дербент на территорию современной России пришли христианство, иудаизм и ислам. Сегодня здесь действуют иудейская синагога, православный храм и девять мечетей. Стало доброй традицией совместно отмечать религиозные праздники. Традиционно общие вопросы, интересующие дербентцев, обсуждаются на встречах, в которых принимают участие раввин, настоятель православного храма и руководители мусульманских общин. На праздничных богослужениях в культовых сооружениях присутствуют горожане всех вероисповеданий. В городе регистрируется немало межнациональных браков, а на проводимых свадебных торжествах звучит музыка разных народов.
На дискуссионной площадке выступили: публицист, российско-израильский писатель, специалист по Ближнему Востоку Исраэль Шамир, кандидат философских наук, генеральный директор организации «Международная этносдипломатия», заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Владимир Волков, кандидат филологических наук, докторант Гарвардского университета Ольга Брейнингер, представитель организатора форума Елена Мороз, начальник межэтнического отдела администрации губернатора Астраханской области Сергей Воронов, заместитель директора Регионального центра этнополитических исследований ФГБУН Дагестанского научного центра РАН, кандидат философских наук Руслан Абакаров, журналист, аналитик журнала «Без границ» Диана Чубаркина. Ведущие политологи, ученые и журналисты обсудили актуальные вопросы Российского Кавказа, в том числе касающиеся межэтнических и межконфессиональных отношений, способы формирования имиджа региона и возможность фиксации исторического опыта посредством СМИ. Они говорили о необходимости позиционировать Кавказ, в том числе Дагестан, в мире с лучшей стороны, рассказывать о Дагестане и его достоинствах не только россиянам, но и живущим в других странах, менять сложившиеся стереотипы и общественные настроения.
Наряду с официальной частью мероприятия, для участников форума была организована большая культурно-экскурсионная программа. Они посетили главные достопримечательности Дербента: крепость Нарын-калу», музейный комплекс «Дом Петра I», ОАО «Дербентский завод игристых вин» и ОАО «Дербентский коньячный комбинат».