Дешево и сердито,
Во времена, когда Запад был «загнивающим», счастливчики, воочию наблюдавшие этот процесс, утверждали, что цены в американских магазинах на одну и ту же вещь могли отличаться в десятки раз. Гражданину Советов, знавшему об «уценёнках» больше, чем о «Капитале» Маркса, в такое не верилось. Потому что тогдашний Китай не был «нашим всем». То ли дело нынешнее время.
Специализированные розничные сети по продаже одежды для всей семьи уже давно не новость, но открытие – точно. Для подавляющей части дагестанцев это недорогой способ приодеться с ног до головы, не загоняя семейный бюджет в рамки дефицита. «Ценопады» – так условно их назовем – позволяют предоставлять покупателям гораздо более глубокий и насыщенный ассортимент, нежели торговые точки на вещевых рынках республики. Это такие мини-рынки в пределах одного магазина. Плюс еще и в том, что нет нужды растрачивать часы на шопинговые экскурсии по базарам. Пришел, померил, прикупил. Максимум – 15 минут. Ну это если речь идет о покупателе-мужчине. Женщины походам в «ценопады» уделяют довольно продолжительное время.
По большей части товар здесь китайского пошива, и было бы удивительно, если бы он был произведен в Италии. Ценовой максимум, скажем, на обувь в таких магазинах и до стоимости одного шнурка итальянского ботинка не дотягивает. Самый дорогой «ценопадный» костюм обходится дешевле половины рукава, сшитого любителями пасты. Но при этом недорогостоящее одеяние вполне практично и качественно выглядит. И это тот случай, когда не всё то хорошо, что дорого.
Светлана Исмаилова, хозяйка одного из таких магазинов, уверяет, что посещение бутиков одежды для некоторых дагестанцев – необходимость, выявляющая в них принадлежность к «понтливым особам», как выразилась собеседница. При этом женщина вовсе не убеждает в том, что качество одежды, приобретаемой в «ценопадах», высочайшего уровня. Но сослужить добрую службу 2-3 года она вполне способна.
– Хорошая вещь совсем необязательно должна быть дорогой, – уверена предпринимательница. – Было бы глупо утверждать, что костюм за 2,5-3 тысячи рублей служит достойным конкурентом мировым брендам, но выглядит очень даже достойно. И в большинстве случаев внешне мало чем отличается, разве что ценник выдает принадлежность вещи к китайским мастерским. Нынешний ассортимент – летняя коллекция сплошь из чистого хлопка. При этом рубашку вы можете приобрести за 600 рублей, брюки – за 700-1000, не обойдутся дороже и летние туфли.
Взаимоотношения между поставщиками и продавцами – еще одна выгодная деталь, говорит Светлана: развиваются более тесные связи, сокращается оформление документации. В таких магазинах, где все свои, гораздо лучшие условия для изучения покупательского спроса, больше возможностей для предложения покупателям. Отсюда и повышенный спрос. В будние дни наплыв такой, каким навороченный бутик не может похвастать и по итогам месячной торговли. Даже средние магазины достигают внушительных размеров, иначе богатый ассортимент не уместить. В пору и денежный оборот. Магазин Светланы площадью 200 кв. метров в будний день одевает народ на 40-50 тысяч – это карлик в сравнении с сетевыми гигантами, развитие которых идет в республике семимильными шагами.
Как говорят евреи, самая лучшая вещь – новая, а уж им-то стоит верить. Так что б/ушная одёжка из моды уходит. «Ценопады» по сути поставили крест на секонд-хендах, еще пару лет назад пользующихся успехом, когда поношенную куртку, снятую с плеча техасского фермера, примерял на себя его хунзахский коллега в центре дагестанской столицы. Недорогая вещь будет пользоваться успехом так или иначе, и это еще одна аксиома, диктуемая потребностями людей, денежными доходами населения.
Печально то, что российское предпринимательство прошляпило возможность обуть и одеть своих в свое же. И здесь хочется добавить оптимистичное «пока». Но насколько это уместно? Ведь странно, что торжество китайского текстильщика не стало руководством к действию для российского портного. Только Дагестан ежемесячно пополняет экономическую копилку Поднебесной миллионами рублей, отдаваемых за тонны носков, трусов и костюмов. При этом региональному бизнесу гораздо комфортнее выступать в роли посредника, нежели создавать собственное производство.
Тем временем, одевая всю планету, снабжая ее от и до аксессуарами, Китай и коллег по секонд-хендам «обул», практически не оставив шансов конкуренту. Логика прослеживается самая что ни на есть прямая: новое это новое, как уже было сказано. Попробуйте предложить другому доносить ваши калоши и можете забыть про человеческую толерантность. А если их предлагают не задаром, то и вовсе бред. Так что гуд бай, секонд-хенды! Нихао, «ценопады»!