Десятки писем и километры дорог
«Дагестанская правда» начинает новую-старую рубрику «Журналист меняет профессию». Пробуем себя в самых разных ролях.
Итак. Один день из жизни почтальона – это десятки жилых домов, офисов, кипы корреспонденции и 13 километров дорог. Пешком. Я решила сама поносить «сумку на толстом ремне» и узнала, что не только журналистов кормят ноги.
В тонкости профессии меня посвящала лучший знаток почтового дела на Северном Кавказе Загират Сулейманова (на снимке). Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства Почты России подвели недавно в Пятигорске. Но награда – не повод для отдыха, главная битва за звание «Лучший почтальон России» еще впереди.
— Участникам конкурса необходимо было продемонстрировать профессиональные навыки и умение действовать в нестандартной ситуации, придуманной жюри. Мы проходили тестирование и выполняли практическое задание по доставке периодических изданий, показали своё умение общаться с клиентами и чётко выполнять свои служебные обязанности. Свою победу я посвятила коллегам, всему коллективу нашего почтамта. У нас работают замечательные люди, и рядом с ними действительно хочется добиваться еще больших успехов. Надеюсь, и на уровне общероссийского конкурса мне удастся показать профессионализм нашей дагестанской почты, – делится победительница.
Мы обмениваемся с ней впечатлениями. Между тем наше появление с почтальоном люди заметили. Шли навстречу, спрашивали: «А для нас есть письмо?». Радовались. Огорчались. Но всегда ждали.
Да, ныне, как и десятки лет назад, рабочий день почтальона начинается с больших мешков с корреспонденцией, и первое, что нужно сделать, – разобрать их и расписать по «ходовику» – журналу, где отмечается, по какому адресу будут доставлены пресса, письмо или посылка. Замечу, старых добрых писем с «приветом из …» среди них практически уже нет. Исчезли, будто никогда и не было их. Перестали мы друг другу слать письма в конверте, все новости читаем в интернете. Но от этого работы у представителей одной из древнейших на земле профессий меньше не стало, наоборот, с появлением Интернета прибавилось в разы, и проблем тоже.
Удобная обувь, большая сумка и солнцезащитный крем – главные атрибуты почтальона. «И улыбка, – добавляет лучший почтальон. – Когда работаешь с людьми, ты не имеешь права на плохое настроение.»
Взяв сумки на плечо, спешим на участок. В ее зоне обслуживания улицы Абубакарова, Первомайская, Захарочкина, Дахадаева, Гамида Далгата, Лермонтова, Ацци Абдуллаева, Карабудагова, Богатырева, Салаватова, Дзержинского.
Сумка почтальона сегодня весит семь килограммов, по нормативам больше не полагается, но иногда приходится таскать и все 10 кило. Плюс в обеих руках по две стопки перевязанных бечевкой писем. Их мы отнесем в суд. Оттуда пойдем разносить письма и извещения по домам. За выходные набирается столько печатной продукции, что доставка осуществляется в два, а то и в три этапа, поясняет Загират Сулейманова.
— Готовься, работать будем без обеда и до вечера, — предупреждает она. Но потом уточняет: – Обеденный перерыв в графике предусмотрен. Просто мне домой идти далековато, а на почту возвращаться — лишний круг. Стараюсь все разнести вовремя.
Письмо почтальон должен доставить до почтового ящика абонента. И в целях безопасности выше второго этажа он подниматься не должен. Вот тут и возникают первые сложности. Ящиков в домах нет. Приходится подниматься на седьмой этаж, а лифт не работает. Стучимся. Дома никого нет. Загират вытаскивает из сумки клей-карандаш, обрабатывает им обратную сторону извещения и клеит на дверь. Вынужденная мера. К извещению прилагался мелкий пакет. Его придется нести обратно на почту.
Приближаемся к пятиэтажкам. Почтальон достает большую связку ключей от домофонов. В подъездах здесь еще сохранились почтовые ящики. Большинство газет раскидываем по ним, но некоторые почтальон заносит в квартиры. «Здесь пенсионеры живут, им трудно спускаться», – объясняет Загират.
Мы продолжили разносить корреспонденции. Загират Сулейманова делится, что профессия раньше дарила ей только хорошее настроение, а сейчас порой приходится выслушивать негодование клиентов.
— Когда приносим «письма счастья» из ГАИ или из суда, получатели не сдерживаются и первые эмоции выплескивают на нас, почтальонов, которые доставили нерадостную весть. Начинают рассказывать, что ничего не нарушали, что они совсем ни при чем и, скорее всего, там ошиблись адресом, — говорит она.
А мы между тем подходим к дому на улице Дзержинского.
— В этой десятиэтажке нет ни одного почтового ящика. И ключей от домофона не дали. Снова будем клеить извещения на дверь, — поясняет почтальон.
— Интересно, кто должен устанавливать ящики? — сердито высказываюсь я.
— Сами жильцы. Сколько раз их просила. Говорят: «Да-да, все сделаем», — а ящиков как не было, так и нет.
По словам З. Сулеймановой, доступность Интернета и электронных версий печатных СМИ сильно повлияла на подписку на газеты и журналы. Однако желающие подписаться все же есть. В основном это люди, не изменяющие своим привычкам и из года в год выписывающие любимые издания, в числе их и «Дагестанская правда».
— Я и сама много лет выписываю любимые журналы. Привычка есть привычка, – отмечает Загират. – Правильно говорят: нет ничего более постоянного, чем временное. Я, когда 25 лет назад на почту пришла, и не думала там задерживаться. В итоге втянулась в работу, и мне понравилось. Наверное, потому что я люблю людей, люблю с ними общаться.
— Мы уже с вами ходим три часа, и вы ни разу не заглянули в блокнот или в телефон, чтоб посмотреть, куда мы идем дальше, – удивляюсь я.
— А мне это ни к чему. У меня вся карта в голове, — смеется З. Сулейманова. – При утренней расфасовке запомнила адреса.
— Здравствуй, Загират, — здоровается прохожий. – Видел новость в Инстаграме. Поздравляю с победой!
В течение дня мы еще не раз услышали поздравления в адрес почтальона.
— Они же меня все знают. Мы уже друг другу как родные, – говорит она. – Просто передать конверт и сразу уйти не получается. Если хозяин дома, то надо спросить о погоде, здоровье… Мы должны не только быстро шагать, но и быть немножко психологами. Разве можно стучать в дверь в плохом настроении? Нет, конечно! Нужно уметь слышать своих клиентов, только так можно найти взаимопонимание.
Итог моего дня: профессия почтальона не только сложная, но еще и очень интересная и востребованная в наше время. Правда, молодежь не спешит идти в почтальоны. И все же вопреки тому, что за многие годы труда можно наработать не только навыки, но и получить «профессиональные» болячки – болезнь ног, к примеру, те, кому удалось до конца познать суть этой работы, знают, что уважение людей дорогого стоит.