Детали решают
Она не рисует интерьеры, а проектирует их. Ее работы содержат в себе игру воображения и креатив, наделены особым вкусом и отражают характер того, ради кого они создаются. Дагестанский дизайнер Мариам Дибирова считает, что интерьер должен подбираться под запросы конкретного человека. Журналист «ДП» встретилась с художником и узнала, что самое сложное в ее работе и почему она придает особое значение деталям.
– Помню себя в детстве с карандашами в руках. Я рисовала везде: дома, в гостях, в парке… Мечтала быть художником-модельером, придумывать наряды и новые платья. Мама бережно хранила мои детские труды, – рассказывает Мариам. – Все были уверены, что я стану художником, буду писать холсты, но я стала дизайнером интерьеров. От этого не перестала быть в душе художником. В первую очередь я – художник, который пришел к осуществлению своей мечты через обретение другой профессии. Мой холст – дом моих клиентов, кисть – компьютер, краски – материалы, мебель и декор, а вдохновение – люди, их внутренний мир.
Мое сознание перевернул дипломный показ выпускников художественного училища им. Джемала. Макеты впечатляющих размеров меня настолько поразили, что после получения диплома филолога ДГУ я приняла решение поступить на отделение «Дизайн среды», затем продолжила учебу в Москве.
– Каким был ваш первый проект?
– Назвать «проектом» обустройство комнаты, в которой я жила во время учебы в Москве, трудно, но тем не менее у меня получилось заметно преобразить ее. Настоящий проект меня ждал в Махачкале…
На последних уроках курса компьютерной графики 3D MAX инструктору позвонил клиент. Ввиду загруженности он не мог взяться за реализацию работы и порекомендовал заказчику меня. А ведь до этого я ни разу не ездила на замеры. Однако сделанный мною дизайн был утвержден с первого раза. Во время работы на одной из фирм, в которой я работала дизайнером-визуализатором, руководитель предложил вести крупный проект самостоятельно. Около двухсот квадратных метров для моего творческого воображения казались чем-то нереальным. Боялась, что что-то пойдет не так. По оценке специалистов и самого владельца, это был успешный проект, который можно назвать «боевым крещением», реализованным один в один с графическими эскизами.
Дизайн интерьера – профессия со своими правилами и законами. Кроме красивых картин, выставляемых нами, есть комплект чертежей, разверток, коммуникаций, гипсовых лепок… Над реализацией одного проекта мы можем работать годами. Дизайнеры-практики обязаны выезжать на объекты, вести переговоры с мастерами. Увы, не все мастера относятся с понимаем к работе дизайнера, считают, что не хуже нас справятся с задачей. К счастью, те, с кем мы сейчас работаем, видят, что труд дизайнера не так-то уж прост, как кажется на первый взгляд.
– Каковы отличительные характеристики хорошего дизайнера?
– Наверное, профессиональный подход, чувство стиля и вкуса. У дизайнера должно быть базовое художественное образование, ведь недаром люди тратят годы на учебу, учатся видеть прекрасное, сочетать цвета и краски, отличать хорошее от плохого. Никто еще не отменял знания законов эргономики, правил композиции и цветосочетание.
Говорят, можно тренировать вкус, словно мускул. Но мне кажется, вкус – врожденный талант, дар, с чем приходишь в мир, а все остальное – насмотренность. Развить в себе вкус можно путем просмотров хороших фильмов, чтением классической литературы, благодаря гениальным произведениям искусства. Дизайнер интерьера должен быть профпригодным, чтобы те, кто к нам обращается, понимал, что дизайн интерьера – это профессия, а не хобби.
Махачкала – не такой уж и большой город, а количество дизайнеров увеличивается в геометрической прогрессии. В своем профессиональном окружении мы шутим, что скоро дизайнер дизайнеру будет проектировать интерьер.
– В ходе работы над проектом как часто разнятся ваше видение и видение заказчика?
– Когда как. Считаю, что у каждого дизайнера есть свой заказчик, перед тем как доверить свое жилище, он предварительно смотрит портфолио дизайнера. Опираясь на свою практику, могу сказать, что в большинстве случаев заказчик не знает, что он хочет в конечном итоге. Мы работаем в сфере услуг, мы должны услышать живого человека, и если он хочет оформить свой дом в барочной классике, то постараться оформить комнаты без изобилия золота, без фанатизма. Было часто, что дизайн начинался с одной комнаты, а потом доверяли весь дом. В каждом своем проекте я стараюсь подчеркнуть личность клиента. Всегда много обсуждаю с заказчиком любимые цвета, материалы, образ его жизни, привычки.
– Можно ли сказать, что убедить заказчика – это самое сложное в вашей профессии?
– Самое трудное в работе дизайнера – услышать заказчиков, поставить свои эгоистические идеи на второй план. Мы делаем проект для людей, которые будут жить в доме, спроектированном нами. Дизайнер интерьера подобен портному, шьющему одежду под параметры одного-единственного заказчика. Мы должны не столько угодить, сколько правильным образом оформить, подать в том стиле, в котором жителям дома будет комфортно жить. Менее интересны проекты, когда клиент вгоняет в рамки. Я понимаю страх людей использовать глубокие, насыщенные цвета, но, как творческому человеку, хочется показать креативное решение.
Если я вижу, что мы с заказчиком друг другу не подходим и не притираемся душевно, то не берусь за проект. Надо понять, совпадают ли наши вкусы и представления о совместной работе. Финальная стадия проекта – довольный заказчик.
Психологическая совместимость с заказчиком стоит во главе угла, это фундамент, на котором выстроится хороший интерьер, созданный индивидуально под человека. Если же он пытается диктовать свои правила, своё видение и загонять в узкие рамки, то за такие объекты лучше не браться.
– В вашем богатом портфолио есть различные объекты. В каком стиле вам интереснее работать?
– Вы удивитесь, но у меня нет любимого стиля. Для меня понятие стиля условно и придумано человеком, дабы как-то обозначить формы мебели, предметов декора, которые он придумал. Люди лишь играют в имитацию стилей, адаптируя их под свои реалии. Считаю, что больше встречается эклектика (смешение стилей). Можно утверждать, что квартира оформлена в стиле модерн, но знаток может прийти и сказать, что диван в гостиной из барокко, а стул из ампира. Мой любимый стиль – это, скорее, тот, в котором комфортно чувствует себя заказчик. Открыв дверь гостю, заказчику и мне не должно быть стыдно за потраченные время и средства. Самое большое признание для меня – отзывы людей, узнающих мой почерк.
– Есть ли определенные критерии, которых вы придерживаетесь?
– Главный принцип работы – творческая оригинальность и внимание к деталям и стилистическому долгожительству воплощенных проектов.
Не рисую картинок с выдуманной обстановкой – сразу предлагаю материалы и мебель, которые вписываются в рамки бюджета. Практически на всех своих объектах веду авторский надзор и занимаюсь комплектацией интерьера. Так клиент может быть уверен в том, что в итоге получит результат, полностью соответствующий визуализации проекта. Не работаю над объектами без авторского надзора. Хочу в итоге увидеть и запечатлеть результат, воплощающий первоначальную идею.
Всегда подхожу к разработке проекта не только со стороны визуальной красоты, но и с позиции его технического решения и воплощения в жизнь.
Дизайн должен быть функциональным и удобным в использовании, иначе это пустая трата времени и денег. Для меня функциональность стоит на первом месте, красота – на втором. Советую не скупиться на электрику, сантехнику и пол. Это базовые вещи, которые в будущем не так-то просто изменить.
– Ваше отношение к hand-made и антиквариату в интерьере?
– Эксклюзивный дизайнер ценится во всем мире. Изделия ручной работы делают интерьер уникальным, неповторимым. Детали решают все, поэтому я выступаю за внедрение элементов hand-made и антиквариата. К примеру, у вас может быть обычный белый шкафчик, но ручки фиолетового цвета, перекликающиеся со шторами. Будьте уверены: они станут фишками в общей композиции вашего интерьера.