Купить PDF-версию
12:08 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
10:37 15.04.2016

Дети степи

Русский поэт Александр Блок гордо восклицает: «Да, скифы – мы!». Ошибается Блок, русские не потомки скифов, утверждают историки. Ученые твердо заявляют, что славяне не могут быть потомками скифов. У этих народов захоронения совершенно разные. Происхождение их неизвестно, но, судя по греческим изображениям, это был народ иранской группы. Этот многочисленный кочевой народ, заселивший степи Предчерноморья и Предкавказья в конце VII века до н. э., предпринял ряд походов в Переднюю Азию. Они тогда прошли, «имея Кавказские горы по правую руку», сообщает греческий историк Геродот. Понятно, что для этого надо было двигаться по приморской полосе Дагестана, где археологами найдена характерная для скифов глиняная посуда. Особенно сильного влияния на горцев эти кочевники не оказали, на землях южнее Кавказа скифы господствовали всего 28 лет, а Дагестан не был их главной целью.

Вот что сообщает о скифах востоковед, доктор исторических наук, ученый с мировым именем Амри Рзаевич Шихсаидов:

— Не позднее конца VIII-начала VII вв. до н. э. на исторической арене появляются скифские племена. С их историей связаны дискуссионные вопросы о времени и условиях расселения скифов, о формировании их культуры, об их роли в этногенезе ряда народов Восточной Европы и Северного Кавказа. По одной гипотезе, основанной на сведениях древних авторов, скифы первоначально обитали в Средней Азии у реки Аракс, а затем под натиском воинственных соседей продвинулись в «Киммерийскую землю». По другой – древнейшей областью расселения скифов были предкавказские степи, тяготеющие к Кубани и Азовскому побережью. Позже они захватили все степи Северного Причерноморья и, как утверждает Геродот, вслед за отступающими киммерийцами вторглись в Переднюю Азию.

Сведения о скифах в древних источниках появились в связи с их походами в Переднюю Азию, начавшимися в 70-х годах VIII в. до н. э. Им предшествовала ожесточённая скифо-киммерийская война, в которой скифы одержали полную победу, перебили киммерийских царей и вытеснили значительную часть их племён из Северного Причерноморья. Скифы и сопутствовавшие им родственные племена вступили в военное столкновение с северокавказскими оседлыми местными племенами, что привело к опустошению ряда населённых пунктов и временному сокращению численности местного населения.

129-01.jpg

Грузинские и армянские письменные источники донесли до нас сведения о войне скифов с коренными народами Кавказа, в их числе с леками – предками современных дагестанцев. Первоначально кавказские племена нанесли скифам поражение, воздвигли на подступах к их землям «города». Однако скифы перегруппировались, избрали себе нового царя и возобновили войну. В результате они полонили землю таргомасиан (таргомасиане – потомки единого отца – предка коренных кавказских народов). Скифский царь «отдал удел Лекана (родоначальника современных народов Дагестана – леков) своему двоюродному брату». Самый знаменитый из рода Лекана Хозоних вынужден был отступить в горы и основать там город, названный своим именем – Хозоних (Хунзах).

С тех пор в течение долгого времени все коренные кавказские народы были данниками скифов. Основной дорогой скифов из Предкавказья на юг был путь через Дербентский проход. Использовались и сезонные дороги через горные перевалы (Мамисонский, Крестовый и Клухорский). В течение двух или трёх поколений крупные отряды скифов отправлялись в Переднюю Азию и Закавказье и возвращались обратно в предкавказские степи с военной добычей. В эти походы они, очевидно, вовлекали родственные племена, особенно савроматов, занимавших предкавказские степи, в том числе территории современных Ногайского, Тарумовского, Бабаюртовского и отчасти Хасавюртовского районов. Скифские военные отряды вели в Закавказье активные действия.

Военно-политическая активность скифов в Азии длилась вплоть до VI в. до н. э. За это время формируется скифская материальная культура, которая представляется новообразованием, в котором органически слились элементы, принесенные из Азии, воспринятые у местного населения доскифской поры, а также освоенные в ходе переднеазиатских походов. С VII-VI вв. до н. э. изменяется материальная культура местных племён Северного Кавказа. Эти изменения были обусловлены присутствием скифских племён и возможным участием северокавказского населения в походах в Переднюю Азию.

В Дагестане выявлены различные предметы вооружения скифов: железные акинаки с рукоятками, имеющими почковидные перекрестья и прямые навершия, с брусковидным навершием и таким же перекрестьем, наконечники копий, бронзовые и железные скифские наконечники стрел, конские удила, бляшки и украшения, выполненные в характерном скифском «зверином стиле». Особенно часто эти предметы обнаруживаются на памятниках Прикаспийского коридора, а также в районе Аркаса (городище «Нах-меэр») и селений Ругуджа Гунибского района (Хабадинский могильник), в Карата Ахвахского района (Каратинский могильник). Со скифами, очевидно, связаны изображения на скале близ села Верхнее Карлабко, где среди разновременных гравированных рисунков имеются изображения оленей, выполненные в характерном скифском «зверином стиле». Другая группа изображений, связанных со скифами, имеется у села Ленинкент, в западной части хребта Нара-Тюбе. Около села Гигатль (Цумадинский район) найдены статуэтки VII в. до н. э. скифского воина в полном боевом снаряжении и обнаженной женщины в короне. Аналогичные женские фигурки происходят ещё из четырёх мест горного Дагестана. Статуэтки воина передают образ скифского родоначальника Таргитая, женщин – образ скифской богини.

В высокогорном Дагестане, около селения Хосрех Кулинского района, расположено квадратное (8×8 м) каменное святилище, внутри которого выложен круг с алтарём из каменного блока в центре. К западной стене изнутри примыкало возвышение, где найдены остатки погребальных костров, многочисленные астрагалы мелких животных, черепа животных с отпиленными рогами и большое количество предметов материальной культуры из бронзы и железа. Среди находок имеются многочисленные бляшки, статуэтки животных и людей (парные изображения людей с руками на поясе), железный акинак с прямым навершием и почковидным перекрестьем рукояти VII-VI вв. до н. э.

Само святилище скифов по планировке относится к кругу индо-иранских культовых строений и отражает идею о мироздании.

Статьи из «Общество»

ДОСААФ ожидает реорганизация

5
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

3
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

3
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

8
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

5
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

45
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

11
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

117
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

12
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

41
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

36
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...