Детсады: градус накала


Проблема нехватки детских образовательных учреждений, кажется, достигла точки кипения. Очень уж большой разрыв оказался между спросом и предложением. Несмотря на все усилия профильного министерства, на которое легла основная нагрузка по обеспечению республики детсадами, только государственными учреждениями не обойтись.
Ведь, согласно статистике, сегодня 29023 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет нуждаются в охвате дошкольным образованием. И речь идет не только о том, чтобы дети были окружены вниманием и заботой воспитателей. О преимуществах, проблемах и перспективах развития негосударственных дошкольных образовательных учреждений шла речь на слушаниях в Общественной палате РД.
Важнейшей задачей назвал воспитание подрастающего поколения председатель Общественной палаты РД Гамзат Гамзатов. Он обозначил проблему, обратив внимание на то, что в начале 90-х г. был разрушен сам институт воспитания, и учитель оказался в трудном положении, поскольку формирование гражданского мировоззрения было поставлено под удар, а духовно-нравственные ориентиры носили размытый, декларативный характер. По сути школа тогда перестала быть носителем традиционной системы ценностей, замкнувшись на половинчатых реформах, ограничившись узкообразовательными рамками.
Сегодня, когда школа обрела статус современного образовательного центра, необходимо говорить не только о ее модернизации, но и о воспитательном компоненте, который должен занять подобающее ему место и воспитывать в новой личности гражданственность, патриотизм, любовь к своей Родине. Г. Гамзатов рассказал, как он впервые столкнулся с частными детсадами в Грузии еще в доперестроечные времена. Тогда подобная практика была в диковинку. Сегодня же необходимо говорить о системном государственно-частном партнерстве для создания альтернативных дошкольных образовательных учреждений, конкурирующих на равных с государственными.
Выступивший доктор педагогических наук, директор частного сада-школы «Земфира» г. Махачкалы М. Рамазанов, в частности, отметил, что является противником определения «негосударственное дошкольное учреждение». — Можно сказать «частное»,- подчеркнул он,- ведь мы, как и наши коллеги-педагоги, работаем на конечный результат по воспитанию в подрастающем поколении преемственности традиций великой страны, своей малой родины.
Он поделился проблемами частных детсадов, особо отметив, что дело это скорее неприбыльное и работают в них педагоги не за очень высокую зарплату. Он также обратил внимание и на такую важную проблему, как субсидирование муниципалитетами очередников, которых готовы принять частные детсады. Для этого необходимо разработать необходимую методику, и тогда в самое ближайшее время частные детсады, а их только в столице около пятидесяти, смогут разгрузить электронную очередь. Другой вопрос, что необходимо разобраться с так называемыми домашними детсадами и частными дошкольными образовательными центрами, разграничив и определив их готовность к внедрению нового стандарта, вариативному обучению, освоению мультимедийных технологий нового поколения.
Выступавшие отмечали, что стабильный дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и комплексный анализ сложившейся ситуации позволили сделать вывод о необходимости привлечения в систему образования частного, негосударственного сектора дошкольного образования.
Руководитель ассоциации негосударственных дошкольных образовательных учреждений республики Г. Магомедов подчеркнул, что Глава республики обращает особое внимание на форсированное строительство детсадов в республике, развитие негосударственного дошкольного сектора в муниципалитетах. Он также обратил внимание на то, что «школьный бизнес» — дело новое, трудное. И рассчитывать на быстрые дивиденды не приходится. –Это не кирпичный завод, — сказал он, — и на поток его враз не поставишь. Мы имеем дело с подрастающим поколением. И от нас зависит, какой продукт мы выдадим, насколько он будет качественный. Он призвал своих коллег к серьезной работе, продуманной политике на рынке образовательных услуг.
Директорами частных детсадов были высказаны претензии к контролирующим органам, для которых детсад становится доходной статьей личного бюджета. Отсюда проблемы с лицензированием, правоустанавливающими документами. Только в Махачкале более 20 частных детсадов работают без лицензий, не получая необходимых субсидий. Как правило, они разобщены. Жаловались педагоги и на дефицит консультативной помощи от органов образования. А проектный менеджер Г. Зулумханов, констатируя ситуацию с детскими садами, отметил, что частнику одному не поднять строительство детсада — очень дорогостоящее дело. И тут необходимо договариваться со строительными организациями, возводящими городские микрорайоны с инфраструктурой. В этом он видит решение проблемы.
Вместе с тем эксперты отмечали слабую педагогическую базу частных детсадов, дефицит педработников, у многих из них мечетские (!) дипломы. Во многих частных детсадах серьезные проблемы с водой, отоплением, что является прямым нарушением норм СанПина. В иных детсадах на изучение арабского и английского языков отводится по шесть часов, а вот на изучение родных языков ни одного. И здесь необходим строгий контроль за соблюдением закона об образовании. На слушаниях прозвучало немало точек зрения. Но все сошлись на одном — частные детсады должны развиваться наравне с государственными. Они имеют немало преимуществ, в них реализуется спектр услуг, отвечающих разнообразным запросам родителей.
Новости от партнеров
Статьи из «Общество»
Маткапитал станет бессрочным?

Не только пандусы и тротуары

Грант как гарант успеха

И молодость, и опыт

Вас ожидает… добро

«Кирпич» для ЛГБТ

Риторика перестройки

Миллион бледных роз

Работа не будет формальной

Освободивший Крым

«Я никогда не опускаю руки»
