Детская агрессия – результат равнодушия взрослых?
Детская жестокость. Эта формулировка появилась не сегодня, и время от времени мы слышим о вопиющих случаях недопустимого поведения школьников или подростков. Недавно всех потряс случай, произошедший в одной из школ Каспийска. Два второклассника были избиты группой старшеклассников.
Интересно, что на допросе старшеклассники оправдывались, что это была всего лишь «такая игра»: из просторов глобальной сети позаимствовали. Не станем раскрывать правила этой «игры», но в результате ребенок с высоты своего прыжка падает навзничь. Если повезет, то отделается испугом, ну а если нет, то разбитая голова и сломанные ноги гарантированы. В случае с каспийскими школьниками результатом такой «игры» стали сильнейшее сотрясение мозга у одного и перелом бедра у другого.
По мнению уполномоченного по правам ребенка в Дагестане Марины Ежовой, жестокость была и будет, вопрос лишь в соотношении нормы и девиации. «Когда жестокость немотивирована, неизбирательна и массова – с этим надо очень серьёзно разбираться, – говорит омбудсмен. – До Каспийска были Махачкала и Буйнакск, где тоже толпой забивали ребёнка. В прошлом году, если помните, девочку снежками забили. Меня удивляет позиция некоторых моих коллег, по мнению которых объяснение произошедшего участием детей в игре из соцсетей – это некое успокоительное оправдание произошедшего. «Синий кит» – была и такая «игра». Со ставкой на детскую жизнь. Наша общая забота – сначала выяснить социально-психологический портрет детей, подверженных агрессии».
По мнению семейного врача-ординатора, психолога, преподавателя ряда курсов и тренингов, руководителя психологического центра Гаджи Шамова, агрессия – это защитно-приспособительная реакция человека. «Если ребёнок длительно испытывает трудности, находится в тупике, его третируют, игнорируют, оскорбляют, это приводит к включению защитных механизмов, – говорит специалист. – Это и невроз, и различные психические расстройства, тревога, депрессия, дисфория. Защита идёт через агрессию, аффективное поведение, уход в болезнь и другие способы. То есть агрессия зачастую защитного характера, это важно понимать. Появляется она и от растерянности, недостатка знаний и умений, от дефицита внимания к малышу, отсутствия одобрения. Каждый ребёнок хочет быть любимым, особенным, самовыразиться и получать «психологические поглаживания» (комплименты, слова поддержки и одобрения, братские и родительские прикосновения, подарки).
Важно обсуждать с детьми уроки безопасности, научить их категорично отказывать, говорить «нет» в ответ на бесправные требования, вовремя ставить в известность взрослых…
Когда же всего этого нет, говорит Шамов, или есть, но в дефиците, семья получает конечный продукт – агрессора, который выливает свою злобу на других и делает это целенаправленно, длительно, получая удовольствие. Особенно выражена агрессия в младшем подростковом возрасте, в этом возрасте ребенок «возращает» накопленные обиды. Конечно, встречаются и первично-агрессивные и агрессивные по болезни, но таких значительно меньше.
Собеседник «ДП» предупреждает, что в любом возрасте ребенка родителям важно быть начеку, держать обратную связь с соседями, воспитателями, учителями. Психолог подчеркивает и роль спорта в жизни таких подростков. «В одних случаях спорт провоцирует агрессию, ребёнок самоутверждается за счёт своих физических способностей, обижая на улице своих ровесников или детей младше себя. В других случаях спорт снижает уровень гормонов агрессии, реализует потенциал ребёнка, продвигает его к результату – победе. В целом спорт, настоящий спорт с нацеленностью на результат и под присмотром хорошего тренера дисциплинирует ребёнка, делает его цельным, учит спортивной состязательности, отводит от уличных боёв. И личность тренера, который для детей зачастую ближе и значимее папы, тут имеет ключевое значение».
Гаджи Шамов советует всем вспомнить обязанности родителя, включить родительскую ответственность, реализовывать отцовство и материнство в делах. А именно: находить время каждодневно общаться со своим ребёнком, быть строгими в отношении дисциплины и правил семьи и одновременно добрыми, играя с ребенком, обнимая его, рассказывая ему о себе и своих детских приключениях, служа ему в его потребностях, привлекая к общему труду и помощи в семье по хозяйству.
К сожалению, приходится констатировать, что детская агрессия – явление известное. Оно ярко описано в романе «Повелитель мух» английского писателя Уильяма Голдинга. В свое время это произведение дало мне ответы на многие вопросы. Наверное, было бы поучительно провести внеклассный урок в школах республики по этому произведению, а можно показать экранизированную постановку 1990 года – с последующим обсуждением.
Сегодня всеобщая цифровизация – ресурс, которым тоже необходимо научиться правильно пользоваться. Культура должна быть во всем. Опасность агрессии через Интернет возрастает в несколько раз. Это и распространяемые видеоролики оскорбительного содержания и фотографии непотребного характера. Ребёнок-«жертва» может повестись на уговоры и угрозы «агрессора» и выдать личные данные, небезопасные для общественного мнения, что может послужить в дальнейшем причиной травли. Важно обсуждать с детьми уроки безопасности, научить их категорично отказывать, говорить «нет» в ответ на бесправные требования, вовремя ставить в известность взрослых и при необходимости – правоохранительные органы.