Детская повестка серьёзного разговора
Обличье современного терроризма сложно распознать, ибо оно рядится в благие одежки борьбы с несправедливостью, социальным неравенством, на самом деле тая в себе разрушительную силу всеобщей анархии.
В молохе беспощадной борьбы против всех под удар попадают различные возрастные группы, среди которых превалирует молодежь. В зачет малолетним боевикам идут преступные действия, приводящие к массовым жертвам, разрушению создаваемых веками духовно-нравственных ценностей. Приобретая все более замысловатые очертания, детский экстремизм и терроризм молниеносно распространяются по свету, требуя поиска правовых методик, противостоящих распространению террористических организаций в молодежной среде, когда еще школьники не просто играют в войну, но четко выполняют инструкции, черпая необходимую информацию с сайтов, рассчитанных на подростковую аудиторию. Цинизм, которому нет оправдания, проецирует жесточайшую преднамеренную агрессию, поведенческую модель, предусматривающую холодный расчет и борьбу явно не с условным противником, как в тех же компьютерных играх. Все гораздо страшнее, когда в качестве цели на поражение выступают реальные люди, жизнь которых подвергается не просто опасности, она может в любую минуту прерваться.
В Красноярском крае завершился процесс над тремя подростками, обвиняемыми по террористическим статьям. Следствие утверждает, что 14-летние школьники планировали взорвать здания городских отделов МВД и ФСБ, для чего изготовили бомбы (!!!) и даже провели их испытание. Можно ли поверить в подобное? Для совершения преступления «детки» разработали планы вооруженных нападений, скачав в интернете инструкции для изготовления самодельных взрывных устройств, параллельно с подготовкой терактов подростки администрировали в соцсетях так называемые «группы смерти», в которых склоняли молодежь к аналогичным преступлениям. Учитывая, что взрывные «опыты» занимали немало времени, то сразу возникает вопрос: неужели родители не замечали странные, явно не игрушечные «приспособления», которыми занимались их отпрыски? Более того, защита настаивала, что подростки «просто дурачились и мастерили дымовухи».
Так что произошло? Дело, тянущееся более двух лет, было тщательно расследовано. И только когда оперативники задержали в Канске 14-летних школьников, скандальное дело начало проясняться. Как выяснилось, поначалу подростки попали в зону внимания особистов, заинтересовавшихся их перепиской в телефонах. Они активно изучали технологии приготовления «бомб», «взрывчатых веществ». Школьники ни много ни мало обсуждали идею сделать копию здания ФСБ в компьютерной игре, чтобы затем «взорвать» его.
Конечно, правоохранителям было чрезвычайно трудно заниматься делом четырнадцатилетних. И прежде чем задержать подростков, сотрудники ФСБ на протяжении года следили за ними. В итоге Следственный комитет по материалам ФСБ возбудил дело о «прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности». Двое подростков сразу признали вину и раскаялись. Масштабы предполагаемого теракта поразили даже видавших виды оперативников тем, что не всякая «взрослая», профессионально подготовленная террористическая организация способна осуществить столь серьезную диверсию.
Дабы избежать кривотолков либеральных СМИ, готовых подвергнуть сомнению очевидное, лингвистическая экспертиза подтвердила переписку подростков. Сам же «главарь» Никита Уваров утверждал, что они с друзьями всего лишь «мастерили дымовушки и самодельные петарды». «Взрывать мы никого не собирались», – оправдывался подросток. – «Много чего химичили, баловались».
К сожалению, малолетние террористы не просто данность, это повод для более чем серьезного разговора как внутри общешкольного сообщества, так и вузовского. Станет ли показательным уроком произошедшее в жизни трех школьников, один из которых был признан виновным и приговорен к пяти годам воспитательной колонии и к штрафу в 30 тысяч рублей? Двое других подростков были освобождены от уголовной ответственности по «террористической» статье в связи с сотрудничеством со следствием, получив три и четыре года условно с испытательным сроком два года.
История эта не просто вызывает негодование тем, что либеральная защита, комментируя ход следствия, все чаще упоминала слово «якобы». А тем, что подростки занимались не просто «взрослыми» преступлениями, но призывали своих ровесников к совершению терактов. Повестка детского терроризма приобретает все большие масштабы, усиливая при этом еще и рост детского суицида. Детский терроризм опасен системностью, характеризующей кризисные явления в подростковой среде. Сегодня это продукт информационной эпохи, одно из самых опасных социальных явлений.
Так что должно стать защитой от страшного недуга, вот такой своеобразной пандемии? Это прежде всего формирование устойчивой жизненной позиции, общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения, отрицательного отношения к экстремизму, терроризму, воспитание чувства ответственности за судьбу своей Родины. Немаловажно со школьной скамьи развивать у учащихся навыки ведения дискуссии, обсуждая и анализируя конкретную ситуацию, развивая самостоятельность мышления, умение работать в различных группах. Идеологии экстремизма, основанной на утверждении исключительности, превосходства, вражды, подрывной деятельности, необходимо противопоставлять ценности, лежащие в основе национальной идеи многоконфессиональной, многонациональной страны, традиционные устои.
Эксперт, профессор ДГУ, доктор юридических наук Абулмуслим Магомедов считает, что правоохранительные органы, в том числе суд, поступили с учетом материалов дела в рамках закона. И привлекли детей к ответственности за действия, подпадающие под серьезную статью УК РФ о терроризме. К сожалению, в нашей стране подобные случаи участились, учитывая, что немало негативной информации поступает в неокрепшие мозги подростков, от которой их невозможно отгородить. И в этом случае необходима адекватность между требованиями закона и реалиями жизни.