Для охоты приволье, для туристов раздолье
Испокон веков люди дружат, общаются, торгуют и, чтобы связи эти крепли, строят дороги. Тропы по долинам и по взгорьям прокладывали и наши деды, и прадеды – когда-то киркой и лопатой, а теперь, конечно, машинами. Асфальт стал привычным и в наших горах, правда, даже сегодня в Дагестане много сел, куда добраться не так-то просто.
К примеру, ещё в шестидесятые годы прошлого века руководство Цунтинского района для удобства передвижения населения планировало построить тоннель на Генухском перевале. Здесь в зимнюю стужу, а летом в жару женщины и дети, больные и старики добирались до райцентра, да и до отдаленных городов республики пешком. И это было настоящим испытанием.
С тех пор прошло уже больше 60 лет. Теперь отсутствие тоннеля создает проблемы для нынешнего поколения. Помню, как однажды снег выпал до двух-трех метров высотой, дороги закрылись. В ту зиму я должен был поехать на сессию в Махачкалу, но на десять дней пришлось задержаться в с. Бежта. Да и другим людям приходилось в подобной ситуации только ждать. Непонятно, по какой причине вопрос строительства тоннеля, длина которого составила бы не более 300 метров, так и остался нерешенным, создав при этом массу проблем для горцев.
А в 30-40-х годах прошлого века из села Агвали до райцентра Шаури была построена дорога для повозок, но от нее мало что осталось – через взгорья жители с трудом добирались до населённых пунктов. И куда бы дидойцы ни обращались по поводу строительства дороги Агвали – Шаури, результата не было. Только когда 7 тысяч местных жителей подписали письмо и отправили его в Москву, лед тронулся. В 1986 году дорогу начали прокладывать, однако до сегодняшнего дня работы так и не завершены. Прогресс наметился, и только…
В последние годы шло интенсивное строительство дороги Шаури – Эчеда: заменены три сборных моста, дорога шириной в 12 метров построена до села Хамаитли. До Шаури осталось еще 7 километров. Но и тут работы встали. При этом школу в селе Хебатли, находящемся на высоте более 2 тысяч метров над уровнем моря, строят без перерыва, даже при 15-градусном морозе, а вот с осени 2020 года на дороге Шаури – Эчеда техника не работает.
А ведь красиво здесь необычайно. Многие путешественники, которые посетили дидойцев в разные периоды истории, с восторгом описывали местную природу и потрясающие пейзажи. Исследователь Николай Буш в 1904 году спускался по берегу многоводной реки Митлуда. Он описал горную дорогу Шаури – Сагада… Путь, где «за каждым поворотом можно фотографивать пейзаж», в книге «Дорога к свету» описывает и дагестанский писатель Дмитрий Трунов, рассказывающий о Шаури.
Летом 1942 года председатель Совета народных комиссаров Дагестана Абдурахман Даниялов вместе с профессором Хаджимурадом Хашаевым и председателем Тляратинского райисполкома Магомедом Омаровым из с. Чалда Гергебильского района на лошадях отправились в Цунту. Прибыв в село Шаури, Абдурахман Даниялов был потрясен великолепием утопающего в зелени аула. «Мой Гуниб красив, но Шаури его затмевает», – пишет А. Даниялов в книге «Возрождение».
Посетившие Цунту в 90-х годах профессор Комри из Калифорнийского университета и профессор Института языкознания РАН Тестелец тоже были поражены красотой местной природы. По их мнению, для дидойцев с экономической точки зрения туризм сулит большие перспективы.
Очень много высокопоставленных начальников, вплоть до секретарей Дагестанского обкома КПСС, побывали в Шаури. Обещали много, даже трамплин построить, но, охмелев от грузинской чачи, о сказанном забывали.
Туристам к нам добраться трудно – дороги плохие. Разве что любители экстрима пробираются. Вот так и в шестидесятые годы группами добрались десятки туристов из прибалтийских республик: кто-то на надувных лодках, кто-то пешком, по берегу многоводной реки Митлуда. Но это ведь не дело.
Большой доход бюджету района и всему Дагестану может принести туризм. В наших горах многообразие диких животных, неописуемые по красоте лесные ландшафты. Для охоты приволье, для туристов раздолье. Только вот асфальт к горам продвигается очень медленно. А ведь немного осталось вложить средств, чтобы привести в порядок, расширить и благоустроить дороги от Анцуха до Бежта, от Агвали до Кидеро… А уж если построить тоннель на Генухском перевале, эти дороги образуют кольцевую, которая, конечно, будет востребована не только местными жителями, но и туристами.
В Шаури гостей ждут. Здесь для них построен двухэтажный коттедж из девятнадцати комнат. Есть интернет. Но пока всего лишь несколько туристов из-за рубежа посетили Цунту. Почему бы не развивать туризм в районе? Заманить, к примеру, пешим туризмом по горам или прогулками на лошадях? Почему бы Министерству туризма РД не разработать туристический маршрут? Ведь здесь немало исторических мест. В Цунте, к слову, нашел смерть генерал Вревский. А еще, как пишут историки, одна дидойская пуля оттянула на целый год пленение Шамиля.
Дагестан – красивый край. И одним из самых потрясающих по красоте уголков является «Дидоэтия». В стране и мире должны об этом узнать!