До Победы – 31 день
От Советского информбюро
Оперативная сводка за 8 апреля
Войска 2-го Украинского фронта 8 апреля, продолжая наступление, заняли на территории Чехословакии более 60 населенных пунктов. Одновременно, форсировав реки Морава и Дунай северо-западнее и западнее Братиславы, захватили плацдарм с населенными пунктами Ангерн, Баумгартен, Мархегг, Марктхоф и вели бои по расширению захваченного плацдарма. В боях взяли в плен более 2300 солдат и офицеров противника.
Северо-восточнее города Братиславы наши войска теснят противника к реке Ваг. Идут бои за горные дороги, долины и перевалы. Советские части выбили противника из населенного пункта и железнодорожной станции Правно. Немецкая пехота, усиленная самоходными орудиями, безуспешно пыталась вернуть станцию. В этом бою уничтожено 200 немцев и 2 самоходных орудия. Нашими войсками занят также ряд других населенных пунктов.
Севернее Братиславы наши части, отражая контратаки пехоты и танков противника, продолжали продвигаться вперед. С боями занят крупный населенный пункт Гбели, расположенный в 13 километрах от города Годонин. Захвачено у немцев 275 вагонов с обмундированием и различным военным имуществом.
Сегодня, 8 апреля, наши войска начали штурм города и крепости Кенигсберг. За день ожесточенных боев войска 3-го Белорусского фронта, наступающие с северо-запада, прорвали внешний обвод крепостных позиций и заняли городские районы.
Перед началом штурма наши артиллеристы обрушили шквал огня на укрепления противника. После двух-трехчасовой артиллерийской подготовки в атаку двинулась советская пехота. Гарнизон города оказывает яростное сопротивление. Наши войска нанесли удар по Кенигсбергу с северо-запада и юга. В результате ожесточенных боев советские части прорвали внешний обвод крепостных позиций и заняли ряд городских районов Кенигсберга. Развивая успех, наши войска, наступающие с юга, соединились с войсками, наступающими на город с северо-запада, и тем самым зажали кенигсбергский гарнизон противника в железное кольцо.
Авиация Краснознаменного Балтийского флота нанесла бомбо-штурмовой удар по транспортам противника в порту Пиллау. В результате бомбардировки на одном немецком транспорте произошел сильный взрыв, а на трех транспортах возникли пожары. На территории порта и на его причалах также отмечены пожары, сопровождавшиеся взрывами.
В Данцигской бухте потоплен танкер водоизмещением в 2 тысячи тонн и сторожевой корабль противника.
В районе Вены войска 3-го Украинского фронта, продолжая наступление, заняли города Тулльн, Ной-Ленгбах, крупные населенные пункты Юденау, Зигхартскирхен, вели успешные уличные бои в южной и западной частях города Вены, заняв при этом арсенал, восточный, южный и западный вокзалы. Одновременно южнее и юго-западнее города Винер Нойштадт войска фронта с боями заняли на территории Австрии более 80 населенных пунктов, в боях взяли в плен свыше 5000 солдат и офицеров противника и захватили трофеи.
Население Австрии радушно встречает бойцов Красной армии и приветствует их как своих освободителей от немецко-фашистского ига. В городах жители вывешивают государственные флаги Советского Союза и Австрии. В населенном пункте Вейхерсдорф навстречу бойцам Красной армии с флагами вышло более 200 студентов и другой молодежи. На флагах были написаны лозунги: «Слава Красной армии», «Да здравствует Красная армия».
Успех соревнования – в его массовости
Комплексное социалистическое соревнование рабочих, инженерно-технических работников и служащих станции Махачкала-сортировочная, перевалочной нефтебазы и судов Каспийского нефтеналивного флота возникло еще в 1940 году. Под знаменем этого соревнования железнодорожники, моряки и нефтяники в трудных условиях военного времени бесперебойно снабжали фронт и народное хозяйство горючим, боеприпасами, продовольствием, снаряжением и сырьем.
Советское правительство высоко оценило самоотверженный труд работников тыла. Многие рабочие, инженеры, руководители предприятий были удостоены высокой награды. Крановщик махачкалинского порта тов. Даитов, начальник участка нефтебазы тов. Маслий были награждены орденами Трудового Красного Знамени, начальник цеха вагонного депо тов. Шаповалов – орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
В соревновании рождались передовые методы организации труда, был значительно ускорен оборот вагонов и цистерн, судов Каспийского нефтефлота. Выросли новые кадры стахановцев, новаторов производства.
В феврале 1945 года оператор грозненского нефтеперегонного завода тов. Абасалиев и бригадир пропарки грозненского вагонного участка тов. Тесля предложили вновь широко развернуть комплексное социалистическое соревнование за скоростное бурение и разведку нефти, правильную эксплуатацию скважин, за высокие темпы переработки и транспортировки нефтепродуктов на фронт, на заводы и фабрики, на колхозные поля. Новое в этом комплексном соревновании заключается в том, что оно охватывает работников, осуществляющих весь производственный процесс: добычу, переработку и доставку нефтепродуктов потребителям. В этом соревновании участвуют разведчики и бурильщики скважин, эксплуатационники и переработчики, работники сбыта, моряки торгового флота и железнодорожники.
Патриотическая инициатива тт. Абасалиева и Тесля подхвачена всеми работниками предприятий транспорта и нефтяной промышленности Грозного, железнодорожниками, моряками и нефтяниками Махачкалы.
У нас инициаторами такого комплексного соревнования явились составитель станции Махачкала-сортировочная тов. Ковалев, бригадир пропарки тов. Поченюк, нач. участка нефтеперевалочной базы тов. Кожухов и донкерман танкера «Валерий Чкалов» тов. Рыбаков. Вступив в соревнование, коллективы этих предприятий за 20 дней марта отправили для фронта и народного хозяйства 5994 цистерны нефтепродуктов сверх плана.
В ответном договоре социалистического соревнования коллективы предприятий треста «Дагнефть», железной дороги, дагестанского отделения «Главнефтеснаба», порта и морагентства Касптанкера взяли на себя повышенные обязательства по досрочному и высококачественному выполнению государственных заданий. Выполнение обязательств в соревновании с грозненцами требует от хозяйственных руководителей, первичных партийных организаций и местных комитетов профсоюзов повседневного внимания к вопросам улучшения производства, широкого развертывания социалистического соревнования. Этому должна быть посвящена вся массово-воспитательная и партийно-политическая работа.
Подписание договора комплексного социалистического соревнования состоялось в дни подготовки всех трудящихся нашей республики к знаменательной дате – 25-летию объявления товарищем Сталиным советской автономии Дагестана. Дело чести железнодорожников, моряков и нефтяников Дагестана отметить этот славный юбилей новыми производственными успехами, досрочным выполнением государственных заданий по добыче, наливу и транспортировке нефти.
Г. САЕНКО, зам. секретаря Обкома ВКП(б) по транспорту
«Дагестанская правда», № 69, 8 апреля 1945 года»
Статьи из «Победа – 80»
Скорбным звукам вторят ветры

Пешком до Сталинграда

Воин, журналист

Ему покорялось небо

Знать и помнить!

Как Тажудин «был» немцев

Брянщина. Высота 171
