X
09:39 16.07.2019

Дорога в никуда – деньги не туда?

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан, рассмотрев материал, опубликованный в «Дагестанской правде» от 19 июня 2019 г. № 174 «Все дороги ведут в Гигих?», сообщает следующее.

«Реконструкция подъезда от автомобильной дороги Агвали — Шаури — Кидеро до с. Гигих км 0 — км 4 включена в госпрограмму Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» с объемом финансирования в 2019 году всего 43,2 млн рублей, в т.ч. из федерального бюджета 36,6 млн рублей и вводом в эксплуатацию 3,385 км дороги.

Решение было принято в ходе формирования соответствующих предложений в 2013-2014 гг. По предложению руководства района и по согласованию с Министерством сельского хозяйства республики, а также учитывая критерии отбора, реконструкция подъезда от автомобильной дороги Агвали — Шаури — Кидеро до с. Гигих была включена в число 18 объектов, предложенных Правительством Республики Дагестан на предоставление субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий, включенных в Государственную программу РФ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Проектно-сметная документация на реконструкцию подъезда от автомобильной дороги Агвали — Шаури — Кидеро до с. Гигих, км 0 — км 4 разработана в 2014 году, положительное заключение государственной экспертизы за № 1-8-10028-15 получено в июле 2015 года, реализация проекта начата в 2019 году. За 5 месяцев текущего года выполнение составило 11,0 млн рублей.

Критериями отбора для включения в данную федеральную программу являются отсутствие у населенного пункта круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, автомобильная дорога должна вести к ближайшему общественно значимому объекту сельских населенных пунктов, а также к объекту производства и переработки сельскохозяйственной продукции, осуществляемым в сельской местности.

В случае с подъездной автомобильной дорогой к с. Гигих есть два основополагающих фактора, которые позволили включить подъезд к селу в федеральную программу: отсутствие у населенного пункта круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, наличие общественно значимого объекта (школа).

Дорога характеризуется недостаточной шириной земляного полотна, малыми радиусами кривых в плане и большими продольными уклонами, дорожная одежда отсутствует, т.е. покрытие естественное твёрдое. В период выпадения атмосферных осадков связь с внешним миром прекращается. По своему техническому состоянию и уровню удобства она не может обеспечить надежное и безопасное движение по ней и требует реконструкции с доведением параметров до V технической категории.

Кроме того, принят во внимание тот факт, что существующая автомобильная дорога в с. Гигих проходит по селению Кочали, жители которого неоднократно обращались с проблемой запыленности в результате проезда транзитного транспорта по их населенному пункту. Реализуемый проект предусматривает строительство автомобильной дороги в обход с. Кочали, что позволит снизить запыленность данного села в результате проезда транзитного транспорта и сократить на 700 метров расстояние от с. Гигих до районного центра Агвали.

Следует отметить, что отказ по каким-либо причинам от включения в программу указанного объекта на период планирования подразумевает отказ от федеральных субсидий с учетом отсутствия соответствующих документов по альтернативному объекту, подтвержденных в установленном порядке в предыдущие годы».

Складывается впечатление, что в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства республики не прочитали наш материал или же не вникли в суть происходящего.

А суть такова: 43 с лишним миллионов рублей тратится на никому ненужную дорогу. Начну с самого очевидного: сами жители села Гигих (это десяток с лишним дворов) говорят: мы не понимаем, для чего к нам строят еще одну дорогу! Отметим также, что публикация «ДП» в самом Цумадинском районе воспринята с пониманием.

В ответе министерства буквально сказано: «Реконструкция подъезда… до с. Гигих». Какая же это «реконструкция подъезда», когда на скальном массиве пробивается новая дорога, создав при этом серьезные неудобства для проезжающего по расположенной ниже республиканского значения дороге автотранспорта?!

Упоминается в ответе также «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Уважаемые дагавтодоровцы, повторяем еще раз: нет в Гигихе ни сельского хозяйства, ни рынков, ни сырья. Ничего этого здесь нет!

Даже администрации села нет, она расположена в том самом Кочали, куда переселились и где живут многие гигихцы.

Нам пишут: «… В случае с подъездной дорогой к с. Гигих есть два основополагающих фактора, которые позволили включить подъезд к селу в федеральную программу: отсутствия у населенного пункта круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, а также наличие общественно значимого объекта (школа)».

Если два ученика, коих там было в минувшем учебном году, то считайте, что это школа. А для того чтобы обеспечить «круглогодичную связь с сетью автомобильных дорог», достаточно ремонтировать имеющуюся дорогу после дождей или обвалов, если таковые случатся. Но для этого же не нужно расходовать 43 миллиона!

Очень интересен пассаж о жалобах жителей селения Кочали на якобы имеющуюся запыленность в результате проезда транзитного транспорта. Транзитный транспорт ведь проезжает через Кочали не в Гигих, а дальше до других многочисленных аулов района. Теперь, что, дорогу в эти населенные пункты закрыть? А в самый Гигих, по сути дела хуторок, не проезжает такое количество транспорта, который мог бы создать столь ужасную запыленность.

Интересен последний абзац ответа из министерства насчет отказа от федеральных субсидий с учетом отсутствия документов по альтернативному объекту. Решение о реконструкции (реконструкции! – Ред.) дороги было принято в 2013-2014 годах. То есть прошло более пяти лет! За это время нельзя было предложить те самые альтернативные варианты с сельхозугодьями, рынками, с сырьем, что соответствовало бы той госпрограмме? Более того, могли бы учесть и туристическую составляющую. Ведь в материале «Все дороги ведут в Гигих?» конкретно указывалось, в каком направлении можно было бы использовать эти миллионы, чтобы остаться честными перед государством и самими собой.

За эти пять лет не только школа и администрация, но и само селение Гигих могло бы исчезнуть с административной карты республики. И что же, все равно надо вбухать 43 с лишним миллиона рублей на дорогу в никуда?

Смешно, конечно. Если бы это не было столь печально для госказны. На недавней встрече с Президентом Владимиром Путиным Глава республики Владимир Васильев сказал, что «пересчитана стоимость объектов дорожного строительства – 2,4 миллиарда. Мы просто применили российский подход по нормативам, а не отдельный, индивидуальный».

Эти 43 с лишним миллионов, правда, из федерального бюджета. Но мы живем в одном государстве! К этим миллионам, похоже, применили «отдельный, индивидуальный подход»…

Тем временем пришёл ответ от Главы МР «Цумадинский район» Анвархаджи Вечедова. В нём сказано: «Строительство дополнительной автодороги в с. Гигих в объезд села Кочали с нынешним руководством администрации района Дагавтодор не согласовывал. Существующая автодорога в с. Гигих через Кочали удовлетворяла потребности жителей с. Гигих». При этом глава района отмечает, что имеются населённые пункты с сельхозпотенциалом и туристической привлекательностью, куда можно было бы построить новые или же реконструировать имеющиеся дороги, то, о чём писала «ДП» в материале «Все дороги ведут в Гигих?».

Статьи из «Общество»

Главное оружие – наше единство

28
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

40
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...

Годен к строевой

12
В России с 1 октября начался осенний призыв на срочную военную службу. По традиции в самой...

«Капитану» море не нужно

10
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

16
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Школа жизни Аскерханова

169
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...

Призыв в армию России: тогда и сегодня

29
Впервые в истории государства Российского...

Надежду не теряем

15
В нынешний век скоростей многие из нас предпочитают передвигаться по нашей огромной стране...

Пилоты беспилотников

22
Современные боевые действия требуют универсализации навыков в сочетании с высоким...