Купить PDF-версию
20:52 | 24 апреля, Ср
Махачкала
X
10:08 04.11.2022

Дорогами осени…

_ Мы двинулись дальше, но уже без особого энтузиазма, с уверенностью, что больше нас сегодня ничем не удивить. А тем временем в горах Дагестана замечательная пора – осень. Золотая. По-настоящему поразила нас в этой поездке осень в Каменной чаше.

Так в народе называют одну из теснин Хунзахского района. Идешь сначала неспешно, потом ускоряешься, чтобы не потерять группу из виду и не свернуть на соседнюю тропу, карабкаешься вверх, спускаешься вниз, прижимаешься к скале. Темно, как ночью, напрягаешь зрение, слух. Назад уже не пойти, вперед – страшновато. Всё равно идешь. Прохладно.

Оказавшись внутри Каменной чаши, понимаешь, что весь путь пройден не зря и даже испытание болотом осталось в прошлом. И стоишь ты под высоченным сводом скал один на один с нетронутой природой. Ничего лишнего, даже звуки вдруг куда-то исчезли, будто кто-то приказал молчать. Смотришь, оглядываешься вокруг и спрашиваешь себя: как образовался здесь каменный зал, откуда здесь каменный трон, кто восседает на нем?

А есть и другая осень: Хучни, разодетые в разноцветье самого очаровательного времени года. Мы спускались под арочный каменный мост, чтобы сделать хорошие снимки, и вспоминали другое село с его неповторимыми мостами: одиннадцать мостов в селении Ахты (не считая множества мелких). Два из них представляют историческую и культурную ценность, они связывают прошлое, настоящее и будущее. Приезжие поднимаются на него всегда. И я не преминула.

Знаменитый двухарочный железобетонный мост построен бельгийским и итальянским инженерами Джиорсом и Дебернарди в 1915 году. Он соединяет Кузайскую и Гунейскую стороны Ахты. Строили его на народные средства по итальянскому проекту. На строительство потратили 10 200 рублей штрафных и 9500 рублей общественных денег. Недавно этот мост отметил свой 100-летний юбилей. Говорят, что в мире всего два таких моста, построенных ими: один – в Ахтах, другой – где-то в Европе.

Второй мост «Уста Идрисан Муьгъ» построен местным инженером Идрисом Юнусовым в 1936 году. Он расположен немного выше арочного моста и проходит над рекой Ахты-чай. Говорят, что устар (мастер) Идрис построил его из-за обиды на местных властей, пригласивших на строительство моста через Ахты-чай иностранцев. И своей работой доказал, что иностранные мастера ничем не лучше местных. А туристы на этом мосту загадывают желание, и кто-то в социальных сетях даже писал: «Сбылось! Желание сбылось!»

Местами в горах Дагестана всё еще встречаются старинные, давно заброшенные мосты и дороги. Забота о них была обязанностью сельского джамаата, ремонт или устройство новых дорог начинали только по его решению. Для проведения дорог по крутым склонам гор требовалось много сил и средств, приходилось делать подпорные стены, сооружать через узкие и крутые ущелья мосты, а для подъема в гору или на выступы в скале устраивали из каменных плит лестницы.

– В России еще со времен Петра I уделяли большое внимание строительству дорог в Дагестане. Эта задача была первостепенной в деятельности почти всех главнокомандующих краем. Сегодня не так много сёл, до которых приходится добираться верхом. Трудности возникали и при переходе через горные реки. Простейший мост сооружали при помощи деревянных балок, на которые укладывали камни или хворост и сверху засыпали землей или покрывали дёрном, – рассказывает научный сотрудник Национального музея РД им. А. Тахо-Годи Аида Курбанова.

В горах Дагестана всё еще встречаются старинные, давно заброшенные мосты и дороги. Забота о них была обязанностью сельского джамаата, ремонт или устройство новых дорог начинали только по его решению

Относительно дорог горного Дагестана ученый Н. Воронов еще в 1868 году писал:

«Нужно видеть дагестанские пути сообщения, нужно всмотреться во все естественные преграды, положенные здесь природою для разобщения людей. И, однако, люди общаются здесь не в пример легче, чем живущие в наших равнинных или степных деревнях русские поселяне, не нуждающиеся даже и в дорогах, потому что поле и дорога равно проходимы. Здесь не то: здесь всякий переход из аула в аул, от общества в общество своего рода подвиг, риск и во всяком случае большой труд, а между тем общение замечательное. Вести, новости разносятся в горах с изумительной скоростью, и приказания начальства, власти исполняются здесь так же быстро, как бы страна перекрещивалась телеграфными проволоками».

Статьи из «Страна гор»