Доставщики радости
Про почтовую службу много шуток, ставших мемами. Сотрудников крупнейшего в стране и единственного государственного почтового оператора частенько обвиняют в медлительности и некомпетентности. Ну а что происходит на самом деле, рассказала руководитель группы организации производства департамента по логистике Почты России Сания Ханбекова (на снимке). В это воскресенье она и её коллеги отмечают профессиональный праздник.
Сегодня компания представляет собой цифровую почтово-логистическую компанию, это один из крупнейших работодателей страны, объединяющий более 300 тысяч сотрудников.
– Почта России входит в перечень стратегических предприятий, в её региональную сеть включены 42 тысячи отделений почтовой связи по всей стране, – отмечает Ханбекова. – Мы в своей работе уделяем особое внимание сокращению сроков доставки почтовых отправлений.
Потомственный почтовик
Сания Мударисовна – потомственный работник отрасли. Её мама пришла на почту в 16-летнем возрасте ученицей на участок сортировки письменной корреспонденции. В 1943 году помощь на почте лишней не была. В силу способностей она сдавала экзамены и получала определенную классность.
– Мама проработала на одном предприятии 45 лет. Была человеком скромным и, несмотря на многочисленные благодарности и грамоты, считала лучшей наградой удовлетворённость людей результатом её труда, – вспоминает Сания Ханбекова. – Ребёнком я приходила к ней на работу, научилась сортировать почту, помогала писать титульные ярлыки, которые она могла позволить мне, старшекласснице, делать. А их необходимо было готовить по несколько экземпляров.
Закончив учёбу в школе, поступить сразу в вуз Сания не смогла. Но сидеть без дела не хотела, вот и приняла приглашение работать на почте, где стала учеником телеграфиста. За 4 года работы даже успела принять участие в конкурсе телеграфистов и занять 2-е место. После тщательной подготовки Сания поступила на исторический факультет Ростовского государственного университета. Отучившись в вузе, она и не думала о почтовой связи, но…
– Стала преподавать в физико-техническом лицее при школе № 8 города Махачкалы. Работа мне нравилась, но морального удовлетворения от неё не было, – признаётся собеседница. – Через несколько лет моя первая учительница Майя Галимовна предложила вернуться на почту. После некоторых колебаний я всё же согласилась. Начинала снова ученицей, проработала в нескольких отделах, а на данный момент руковожу группой организации производства департамента по логистике.
Требования растут
В компетенции Сании Мударисовны находятся склады, в основном это Махачкалинский магистральный сортировочный центр и сортировочные узлы, что есть при почтамтах. Их, к слову, всего шесть.
– Неприятно читать негативные комментарии о Почте России, ведь при детальном разборе выясняется, что почтовики не виноваты. Порой люди, не зная специфики работы и сроки её исполнения, начинают огульно обвинять нас во всём. В любой сфере, увы, находятся и некомпетентные сотрудники, неграмотные. Но требования, предъявляемые к профессионализму в нынешних экономических условиях, растут, у нас даже простые операторы с высшим образованием, – рассказывает Ханбекова. (Стоит отметить, что специального образования в Дагестане почтовики не получают, для этого нужно выезжать в Ставрополь или Центральную Россию).
Бывает, что на работу принимают человека без опыта. И для того чтобы он стал разбираться в специфике, ему помогают старшие коллеги. Начинать, считает Ханбекова, всегда нужно с азов, учеником оператора в отделении почтовой связи.
Несмотря на цифровизацию, которая вошла во все сферы жизнедеятельности человека, применять новые технологии, не зная работу почты изнутри, неправильно, считает заместитель директора АО «Почта России» по логистике Анжела Шпак – непосредственный руководитель Ханбековой. Новичкам помогают старшие коллеги, берут под опеку молодых специалистов.
– У нас стажируются молодые люди, и Сания Мударисовна взяла их под опеку, направляет в правильное русло, выполняя роль наставника, – говорит Анжела Викторовна. – Она человек с опытом, знает, как правильно организовывать работу, и тактично подсказывает верные решения. С Саниёй Мударисовной мы знакомы много лет: она приезжала на проверки в кизлярский почтамт, в котором я тогда работала. Отзывчивость, честность и человеколюбие – главные качества, которые её характеризуют. На неё всегда можно положиться, с ней легко и приятно работать.
Стажеры вместе с Ханбековой побывали в Центральном почтовом отделении, узнали, какие этапы посылка проходит от отправителя до адресата. А в Махачкалинском магистрально-сортировочном центре наблюдали за тем, как проходит обработка корреспонденции.
– Раньше люди отправляли друг другу открытки. Теперь огромное количество писем отправляет ГИБДД, «письма счастья» дагестанцы получают и от налоговой службы, – улыбается Ханбекова. – Сейчас почта взяла на себя такую ответственность, и мы занимаемся коммерцией, чтобы выжить в непростых финансовых условиях.
Широкий спектр услуг
Долгое время Почту России не считали ретейлером, но компания давно получает доход не только от услуг, но и от продажи товаров: продуктов питания, мелких товаров на полках в почтовых отделениях, предлагает ассортимент собственного маркетплейса «Почтамаркет». По оценке специалистов Infoline, розничные продажи товаров принесли ПР за год 25,9 млрд рублей.
Объём продаж, быть может, не сопоставим с результатами других отечественных маркетплейсов, но у Почты России огромный потенциал. Благодаря обширной сети, состоящей более чем из 40 тысяч почтовых отделений по всей стране, она способна доставлять посылки до тех населенных пунктов, куда пока ещё никто не может.
Пользуются услугами Почты и предприниматели, она оказывает населению и бизнесу широкий перечень услуг. Юридическим лицам доступны фулфилмент, доставка для интернет-магазинов (курьерами, в пункты выдачи заказов или в почтоматы), рассылки (локальные и региональные), приём платежей, помощь в оформлении экспорта товаров и другие услуги. Кроме того, есть даже API для интеграции с интернет-сервисами и приложениями.
– К сожалению, всё ещё находятся люди, не знающие о контрольных сроках, не включающих день приёма и нерабочие (выходные и праздничные) дни, а также нерабочие дни участка курьерской доставки и отделений почтовой связи. От почты порой требуют невозможного, а оплатив доставку поездом, ждут от неё скорости самолёта. Обвиняют почтовые службы в том, что задерживают их отправления. Хуже того – в воровстве, – с сожалением говорит Ханбекова. – Чтобы клиенты вовремя получили посылки, мы должны вовремя их принять. Всё, что клиенты видят, отслеживая трекинг, заносится операторами в компьютер. Сотрудники сканируют трек, сверяют его, заносят данные получателя, отправителя и взвешивают посылку. На эту процедуру операторы тратят полдня ежедневно. Почта – это конвейер, и незавершённая сегодня работа удваивает завтрашнюю. Поэтому в затягивании сроков мы сами не заинтересованы.
За 38 лет работы Сании Мударисовны в команде Почты России изменилось многое: появились новые сервисы и цифровые продукты, внедряются передовые решения в области обработки и сортировки почтовых отправлений, что значительно сокращает процесс.
– В отделениях Почты России, как видите, есть талончики на приём, электронные подписи и электронные извещения. Технические новшества – хорошее подспорье для нас, – отмечает Ханбекова. – Но до сих пор сталкиваемся со стереотипами, главный из которых: «Почта России» – всё долго, всё медленно». Несправедливо это и обидно. Мы стремимся к тому, чтобы всё было максимально оперативно принято и отправлено. Помогать людям, доставлять им радость – в прямом смысле – приятно, и это главный стимул в нашей работе.