ДПС: будет скрытое патрулирование
МВД вынесло на обсуждение новый порядок работы инспекторов Госавтоинспекции, который оговаривает многие спорные пункты. Например, причины для остановки машины инспектором, изъятие автомобиля при срочной необходимости, а еще перечень неисправностей, при которых инспектор может запретить движение. Напомним, что предлагается законопроект, расширяющий список неисправностей, которые запрещают эксплуатацию, в десять раз. Инспекторов ГИБДД также наделят полномочиями, которые позволят отправлять машину на внеочередной техосмотр.
Если правила будут приняты, запретить движение инспекторы смогут всего в пяти случаях: поломка тормозной системы, неработающее рулевое управление, сломанное сцепление, не горящие фары или задние габаритные огни в темное время суток, неисправный стеклоочиститель со стороны водителя во время дождя или снегопада. За любую из этих неисправностей инспектор вправе запретить дальнейшее движение до устранения поломки (или завершения дождя в случае со стеклоочистителем). Ехать до сервиса своим ходом нельзя, только до места стоянки.
Интересно, как инспектор на дороге может проконтролировать техническое состояние автомобиля, измерить люфт рулевого управления, например? Тонировку на посту еще можно проверить и даже неработающий дворник зафиксировать. Но как полицейский поймет, что плохо работают тормоза: проедет и проверит?
Руководитель Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев считает, что проблема тут в том, что ГИБДД стала заложником техрегламента Таможенного союза, поскольку Россия первой решила привести свое внутреннее законодательство в соответствие с этим регламентом.
Патрулирование на автомобилях без цветографических схем с целью выявления и фиксации нарушений новым документом тоже допускается. Правда, соответствующий пункт перекочевал из раннего Административного регламента практически без изменений. Но одно уточнение все же есть. Теперь патрульные в автомобиле без цветографических схем, но одетые в форму, могут сами штрафовать водителей и готовить материалы для лишения прав, если нарушение подразумевает это. Раньше они могли только доводить информацию о нарушителях до экипажей на машинах в специальной окраске.
Скрытое патрулирование, по мнению Сергея Канаева, – правильная вещь. Правда, широкого распространения у него не будет. Но это общемировая и совершенно логичная практика.
Еще одно изменение связано с причинами, по которым инспектор имеет право остановить автомобиль. Ранее действовал приказ №185, который запрещал останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов ДПС. Впрочем, инспекторы легко обходили это требование, ссылаясь практически на любую из причин, изложенных в пункте 63 этого приказа.
В новых правилах приказом №185 от 2017 года также укреплен Административный регламент, который разрешил проверять документы везде (п. 84.13).
Об изъятии машин сотрудниками ДПС по необходимости пункт 61 дословно гласит: «При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования, предусмотренную законодательством Российской Федерации». То есть сотрудник ДПС все-таки может забрать машину гражданина и для погони, просто в этом случае он не обязан конкретизировать маршрут.
Автоюрист Сергей Радько подчеркивает, что сотрудники полиции могут потребовать автомобиль, выполнив ряд формальных действий. Но на практике они к этому не прибегают. Статья 12.25 КоАП за отказ предоставить автомобиль сотрудникам полиции или другим лицам, имеющим на это право, подразумевает штраф в размере 500 рублей. Водителю проще вежливо отказать и заплатить штраф, чем потом бегать и выяснять, с кого взимать деньги за разбитое авто. В полиции об этом прекрасно знают, так что этим правом не пользуются. Да и сама норма кочует по ПДД уже много лет, так что в этот раз ее просто переписали. Другими словами – ничего нового.
Пока документ находится на стадии общественных обсуждений текста и независимой антикоррупционной экспертизы. Скорее всего, в текст будут внесены минимальные правки, после чего он будет принят.