И если в первом случае мы имеем дело с бытовым неудобством, то бизнесменов это приводит к прямым убыткам. «Уже несколько дней мобильный интернет периодически отключается в этой части города. Отключения были и раньше, но были кратковременными и не отражались на нашей работе. В последнее время это происходит в режиме нон-стоп», – говорит работник небольшой торговой точки, расположенной в парке им. Ленинского комсомола в Махачкале. По его словам, это привело к ощутимому падению выручки. «Сейчас редко кто имеет в кармане наличные. Все привыкли расплачиваться картой или переводами», – сетует молодой человек.
Эта проблема актуальна не только для Дагестана, но и всей России. В нашей стране мобильный интернет стал неотъемлемой частью бизнес-процессов. Согласно исследованиям, более 70 % россиян регулярно совершают покупки с мобильных устройств, а около 85 % всех бизнес-операций зависят от доступа в интернет.
Решения по ограничению мобильного интернета принимает оперативный штаб Национального антитеррористического комитета в республике. Причем, как рассказывают в компаниях–операторах сотовой сети, предписанные им ограничения усиливаются. Если сначала им поступало указание отключать только 3G и 4G, оставляя базовую 2G-связь, то сейчас зачастую мобильный интернет пропадает полностью.
Наиболее пострадавшими от отключений являются предприниматели, связанные с деятельностью маркетплейсов.
«В дни, когда мобильный интернет был отключен, мы фактически работали на доверительных отношениях, потому что внести в систему данные о выдаче товара было невозможно. Это, конечно же, немалый риск, так как клиенты могли сказать, что они ничего не получали. Как я знаю, многие пункты не работали в это время.
Но и без этого было немало неудобств. Некоторые клиенты отказывались от заказов, так как не могли воспользоваться онлайн-оплатой. Кроме того, мы фиксируем рост возвратов. Это связано с тем, что клиент не может уточнить детали заказа. Также мы столкнулись с проблемами в логистике. Доставка товаров задерживается из-за невозможности подтвердить заказы через приложения», – рассказывает работник одного из центров выдачи товаров известного маркетплейса.
Среди пострадавших также банковский сектор, интернет-медиа, сфера услуг, где широко распространена система онлайн записи. Этот список можно продолжать очень долго.
Что дальше? Этого в настоящий момент с полной определенностью не может сказать никто. Наличие проблемы зависит от развития политической ситуации, а здесь прогнозы строить очень трудно. Атаки дронов становятся все чаще и масштабнее, поэтому к отключениям мобильной сети надо быть готовым в любой момент.
Надо понимать, что на кону нечто гораздо более важное, чем прибыль, – безопасность населения. Поэтому эксперты в сфере цифровых технологий советуют предпринимателям не ждать изменений к лучшему, а адаптироваться к существующим условиям, чтобы минимизировать убытки.
Уменьшить риски можно, создав альтернативные каналы коммуникации. Например, стационарные телефонные линии с резервным питанием или фиксированную интернет-связь. Нет ничего зазорного, чтобы, как в старые добрые времена, перейти на бумажную документацию.
Органы государственной власти обещают со своей стороны смягчить последствия ограничений. Федеральный министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев пообещал, что наиболее востребованные среди россиян сервисы будут работать даже при отключенном мобильном интернете.
«Минцифры совместно с операторами подготовили техническую схему доступа граждан к мобильному интернету в условиях ограничений. То есть когда происходит блокировка, по капче пользователи смогут получить доступ к белому списку основных сервисов на той же скорости», – сказал на днях министр.
Он пояснил, что в этот «белый список» попадут маркетплейсы, службы доставки, агрегаторы такси, банковские приложения, «Госуслуги» и так далее. Также отдельно прорабатывается механизм поддержания работоспособности банкоматов и других автоматов самообслуживания.