X
09:35 13.08.2025

Двигатель торговли, «чихающий» спамом

С некоторых пор реклама стала неотъемлемой частью современной жизни. Мало того, что она навязчиво кричит из каждого говорящего утюга, как метко заметил умный англичанин Джордж Оруэлл, реклама стала громыханием палки внутри помойного ведра и сильно мешает покою людей. Но у нее есть настойчивая цель: вынудить человека добровольно расстаться со своими деньгами, обменяв их на назойливо рекламируемые товары. А еще скрытая подоплека рекламной эйфории – формировать у населения потребность в лучшем уровне жизни, работать не покладая рук, чтобы эту лучшую жизнь неустанно обеспечивать.

Но кроме, как считают рекламодатели, положительной стороны продвижения торговли есть и отрицательная. Оказывая постоянное влияние на подсознание и психику человека, реклама становится назойливой и раздражающей. И вкупе с другими бытовыми проблемами мало-помалу отравляет жизнь.

Что мешает нам жить в городе? Перебои со светом, некачественная питьевая вода, мусор… Наверное, у каждого найдется свой список претензий. А вот житель Редукторного поселка Гусейн Давыдов обратился в редакцию с жалобой на навязчивых распространителей рекламы, оставляющих листовки и прочую полиграфическую продукцию на дверях, стенах и в лифте многоквартирного дома, в котором он проживает. «Почтовых ящиков у нас не было и нет, поэтому спустя некоторое время в подъезде образуются мусорные кучки из обрывков объявлений. Кроме негатива, такая реклама ничего не вызывает», – резонно замечает пенсионер.

Действительно, в подъездах часто можно наблюдать следующую картину: буклеты и флайеры валяются на полу, на подоконниках, рекламной макулатурой обклеивают стены, двери… Всё это, согласитесь, выглядит не очень опрятно, да и жильцам доставляет массу неудобств. Плюс портится общедомовое имущество. Я сам живу в частном секторе, однако реклама на воротах, заборах, электрических столбах не обошла стороной и нас. «Доставка еды», «Стяжка пола», «Сдается комната», «Стирка ковров и одеял», «Алмазное сверление без грязи и пыли» – эти и многие другие заголовки давно стали привычными для жителей нашего микрорайона.

***

Можно ли найти управу на рекламный спам? Как со всем этим бороться?

Поясняет юрист редакции «ДП»:

– По ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу относятся помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.

Согласно п. 4 этой статьи по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества могут быть переданы в пользование иным лицам, в случае если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. А согласно ст. 19 закона «О рекламе» размещение рекламы на общих территориях многоквартирных домов разрешается лишь с согласия собственников помещений многоквартирного дома при условии заключения договора на установку и эксплуатацию рекламы.

В силу указанных норм законодательства жильцы вправе воспротивиться рекламному беспределу на дверях и стенах подъездов.

***

Да, есть правовое поле, но на практике, мы видим, всё работает совсем не так.

Несколько лет назад школьница из Екатеринбурга попала в неприятную ситуацию: раскладывая буклеты по почтовым ящикам, она столкнулась с агрессивным поведением со стороны жильцов дома. Мужчина и женщина отобрали у подростка рекламную продукцию и выбросили бумагу в мусор, писали тогда «Известия». Саму же девочку рассерженные горожане выгнали вон. Информация о ЧП широко разошлась в средствах массовой информации, а видео разлетелось по соцсетям.

В комментариях к новости многие сочувствовали ей, но в то же время признавали и проблему назойливой рекламы в подъездах.

За размещение вывесок, объявлений, листовок и иной наружной информации в неустановленных для этих целей местах предусмотрена административная ответственность. Занимается ли полиция подобными фактами? Не занимается, поскольку это не относится к ее полномочиям, но в то же время правоохранители оказывают полное содействие органам местного самоуправления в части сбора материалов, комментируют в пресс-службе МВД по РД.

Ответственность за расклейку объявлений в неположенном месте устанавливается на уровне регионов, подчеркивает наш собеседник. В Дагестане данная ответственность предусмотрена статьей 3.5 (Нарушение порядка размещения наружной информации) Кодекса РД об административных правонарушениях от 13.01.2015. Это может быть предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере 1 тысячи рублей, на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб., на юридических лиц – от 10 до 20 тысяч.

***

Еще нам было интересно узнать, поступают ли в контрольно-надзорные ведомства жалобы со стороны населения на действия рекламораспространителей именно в сфере полиграфических услуг. С этой целью редакция направила соответствующие запросы в Управление Роспотребнадзора по Дагестану и региональное Управление Федеральной антимонопольной службы.

В обоих ведомствах отмечают, что им не приходилось иметь дело с подобными жалобами. А по своей инициативе они, очевидно, этими вопросами не интересовались.

А вот комментарий Госжилинспекции:

«Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан сообщает, что в ответ на ваш запрос о поступлении обращений от граждан, содержащих жалобы на деятельность навязчивых распространителей рекламы, осуществляющих распространение рекламных материалов путем размещения листовок и иной печатной продукции на входных дверях, стенах и в кабинах лифтов многоквартирных домов, была проведена соответствующая проверка.

Согласно полученным данным, статистика по указанному критерию не ведется, поскольку вопрос, связанный с нарушением законодательства о рекламе (статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не включен в перечень вопросов, регулируемых постановлением Правительства Республики Дагестан № 166 от 2 июля 2021 года (Вопросы Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан. – «ДП»). Тем не менее информация о фактах распространения рекламных материалов в неустановленных местах на территории многоквартирных домов регулярно предоставляется руководителями управляющих организаций».

Установленные места для флайеров и буклетов – это информационные стенды, доски объявлений, те же почтовые ящики, на отсутствие которых как раз обращал внимание вышеупомянутый Гусейн Давыдов. А ведь это создает серьезные проблемы для жителей. Конечно, мы живем в цифровую эпоху, традиционная переписка сократилась, однако нельзя забывать о необходимости доставки официальных уведомлений, в том числе судебных. Своевременное извещение участников судебного процесса – обязательная часть процедуры. В случае неявки без уважительной причины решение может быть вынесено заочно.

Яркой иллюстрацией последствий отсутствия почтовых ящиков стала ситуация с нашей коллегой. Недавно с ее банковской карты списали около 20 тысяч рублей. История операций в приложении не отражала получателя средств. Она пошла в банк, где выяснилось, что списание инициировано Службой судебных приставов в счет погашения задолженности перед Фондом капитального ремонта.

Как оказалось, предыдущая владелица квартиры не платила взносы за кап­ремонт, ссылаясь на то, «что никто из соседей не платил, и она тоже не сочла нужным». Накопившийся долг в итоге перешел к новому собственнику.

Коллега узнала о судебном решении лишь после списания средств. Обратившись в мировой суд с претензией о ненадлежащем извещении, она получила ответ: уведомление было направлено почтой. Суд счел исполненными свои обязательства, сославшись на возможные недостатки в работе почтовой службы. Будь ящик, человек мог бы вовремя узнать о процессе, защитить свои интересы и избежать принудительного взыскания и последующих хлопот по возврату средств.

…Существует мнение, что конец засилью коммерческих листовок могут положить лишь убедительные доказательства неэффективности подобного рода рекламы. Мол, тогда бизнес сам откажется от этой идеи. Но на это вряд ли можно рассчитывать. Бизнес руководствуется поговоркой: цель оправдывает средства. И поэтому рекламный спам в подъездах многоквартирных домов продолжает оставаться раздражающим фактором и нескончаемым источником мусора как в мозгах, так и в домах горожан.

Статьи из «Общество»

Откажитесь от неприятностей. Это просто

6
За последние несколько лет приемы и методы кибермошенников существенно изменились: звонки якобы сотрудников банков...

Чистый берег – общее дело

10
Ранним утром на пляж вышли блогеры, чиновники, спортсмены и простые горожане, которым не...

Тяни-толкай

10
– Шарап! Если ты принесешь мне жирного индюка, одного из тех, что есть у твоей матери, я дам...

Диалог мира людей

8
Гастродипломатия. Пусть вас не смущает, друзья, столь необычный термин, смысл которого...

Депутат против ограничений

7
Как уже известно, МВД РФ выступило инициатором ужесточения правил продления удостоверений...

Если авто без кондиционера

11
Летний зной, который установился в Дагестане в эти дни, превращает салон автомобиля в...

Под крылом «Аиста»

8
Утренний туман над Каспием еще не рассеялся, а 280 пар босых ног уже топают по раскаленному...

История одного села: Урахи

57
Знакомый, сотрудник Национального музея РД им. А. Тахо-Годи Рустам Гамидов, говорит мне: «Ты...

Тихая сила Муху Алиева

38
Выдвижение Муху Алиева на должность Президента Дагестана журналисты того периода, не...

Безнадзорные и незащищенные

24
Вольготно разгуливающие по улицам наших городов собаки и коровы сегодня мало кого удивляют. Власти годами пытаются решить проблему бродячих животных, но пока мы...