X
09:48 02.03.2023

Единство гуманизма и справедливости

Вопреки нынешней напряжённой обстановке, когда коллективный Запад стремится изолировать Россию, нашу великую культуру и науку, не прерываются взаимополезные встречи между российскими учёными и их коллегами из дружественных стран.

Профессор Мустафа Билалов не так давно вернулся из Исламской Республики Иран, где принимал участие в международном симпозиуме по антропологии и философской мысли Авиценны, и по просьбе редакции делится сегодня своими впечатлениями о научном форуме.

– Пленарное заседание симпозиума открылось в международном Университете Аль-Мустафа в г. Кум. Этот вуз располагает более 170 образовательными, воспитательными и исследовательскими учреждениями на территории Ирана и за его пределами в более чем 60 странах мира.

На открытии конференции и. о. ректора Халих Пур обозначил лейтмотив творчества Ибн Сины: чем является суть человека? откуда я пришёл? почему я пришёл в этот мир? чем является этот мир?

Старейший участник симпозиума 96-летний аятолла Мухаммади напомнил о мыслях Ибн Сины – о необходимости каждому человеку обрести самоидентичность. Для этого, как он заявил, «мы нуждаемся в законах божественных, поскольку международное право не действует».

Со стороны Ирана выступали не только теологи, но и философы. На меня произвёл впечатление доктор Гурджиян, заведующий кафедрой философии суфизма в Университете Аль-Мустафа. Он же был учёным-секретарём симпозиума и модератором первой конференции. Подарил мне два своих тома произведений. Договорились о научном сотрудничестве.

Ибн Сина под влиянием Аристотеля делит теоретические науки на естественную, математическую и первую философию, которая по духу его рассуждений становится методологией теологической науки. Философская методология Ибн Сины воплотила в себе достижения всего ислама – его рационалистической и мистической ветвей

Мой доклад «Ибн Сина как методолог теологии» посвящался философскому творчеству великого мыслителя. Выдающаяся врачебная деятельность, а также заметный вклад в математику не должны заслонить величину Ибн Сины как философской фигуры. Ибн Сина в своих основных взглядах следует Аристотелю, строившему свою онтологию на закладываемых им традициях метафизики, в которой природа, бытие мира наполняется реальным содержанием в противовес онтологии Платона. Его «эманация» в некоторой степени противоположна творению из ничего – означает возникновение Вселенной из Бога подобно тому, как свет «проистекает» из Солнца. Ибн Сина под влиянием Аристотеля делит теоретические науки на естественную, математическую и первую философию, которая по духу его рассуждений становится методологией теологической науки. Философская методология Ибн Сины воплотила в себе достижения всего ислама – его рационалистической и мистической ветвей. Философ стремился сочетать строгости рассудочно-разумной рациональности с иррациональными элементами познания. Теологическое образование в России и на Северном Кавказе пока не способно извлечь уроки из биографии и реализовать идеи выдающихся мусульманских философов.

Что касается симпозиума, то он проходил в несколько этапов. Запомнилась конференция в древней столице Ирана Хамадане. Её вёл мэр, он же и губернатор области. С пространными речами, весьма философски насыщенными, выступили министр образования Ирана Мухаммад Али Зульфигуль, затем министр науки и научных исследований, представитель руководителя Ирана Хаманеи в Хамадане аятолла Шамани и другие.

В своём выступлении я рассказал о связах России и Дагестана с Ираном, о сотрудничестве Дагестанского государственного университета с Тегеранским университетом, ответил на предложения ректора Университета Аль-Мустафа доктора Али Абасси и ректора Университета Абу Али Сина в Хамадане доктора Ризуана о сотрудничестве в области образования и науки взаимной готовностью, вручил буклеты ДГУ и сувениры президиуму конференции. В кулуарах конференции общался с доктором
Мухсини, руководителем регионального управления «Джамиатуль Мустафы» в Центральной Азии, мы обменялись книгами, фотографировались с губернатором Хамадана Али Ризо Косими на память. Приятно удивили простота, немногословность, открытость, отсутствие чинопочитания в общении. А ещё не скрываемые, хотя сдержанные, политические симпатии моих собеседников к России.

Хочу отметить, в работе конференции, кроме иранских философов и теологов, участвовали представители России, Турции, Афганистана, Узбекистана, Таджикистана и других стран. С некоторыми участниками симпозиума я был знаком ранее, в частности у нас сложились регулярные контакты с научной делегацией из Узбекистана во главе с профессором Нигиной Шермухамедовой, зав. кафедрой в Национальном университете Узбекистана, с этим вузом Даггосуниверситет имеет договор о сотрудничестве. Нигина Арслановна – непременный и постоянный участник и организатор подобных международных конференций в Азии и на Ближнем Востоке, в своё время она приезжала и на конференцию в Дагестан.

Благодарен моему переводчику дагестанцу Рафуидину, который более 20 лет работает в вузах Ирана в качестве переводчика с фарси. Услуги его были ценны не только во время конференции, но и в ознакомительных поездках по Ирану.

Впечатляет Мавзолей Ибн Сины в Хамадане. Как известно, родился Ибн Сина близ Бухары, но покоится в Иране. Авиценна оставил потомкам богатейшее творческое наследие – более 450 трудов, из которых сохранилось около 240. Философским, мировоззренческим и научным аспектам посвящено 150 книг, из них 40 – медицине, 50 – другим наукам. До наших дней многие стороны его учения до конца не раскрыты и потому не получили должной оценки.

Надолго запомнится мне посещение дома в Куме, в котором жил аятолла Сейид Рухолла Мостафави Мусави Хомейни, лидер исламской революции, высший руководитель Ирана с 1979 по 1989 годы. По просьбе хозяев я оставил запись в Книге почётных гостей.

Полуторамиллионный и полуторатысячелетний город Кум существовал ещё в домусульманское время. Главная святыня Кума – мавзолей Фатимы Масумы. Там же похоронены некоторые представители династии Сефевидов, среди них Аббас II. Ныне мавзолей Фатимы Масумы – место паломничества для последователей
шиизма.

Кум сыграл немаловажную роль в распространении исламских истин, воспитании видных учёных и богословов. Здесь много слушателей духовной академии – это молодые люди в тёмных накидках и с книгами в руках. Много почтенных учёных-богословов. На каждом шагу книжные магазины. Примечательно, что около 1474 года город посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках «Хождение за три моря».

Впечатлило также посещение в рамках экскурсионной программы для иностранных участников конференции знаменитого на мусульманском Востоке библиотеки-книгохранилища, которая содержит 42 тыс. томов рукописей. Начиналась она как личная библиотека основателя аятоллы Маръяши Наджафи, выдающегося исламского учёного, известного своей преданностью религиозным наукам и образованию. На протяжении всей своей жизни он собирал редкие тексты, отчасти для того, чтобы они не попали в руки британских колониальных властей.

Запомнилось посещение мечетей в Иране, их там много. Хотя время молитвы позволяет совершать намаз в любом учреждении или общественном месте, многие спешат в мечети, часто не закрывая даже торговые лавки. У каждой мечети есть небольшая библиотека. Большинство культовых сооружений, замечу, построено после революции – в последние 40 лет.

Хочу поделиться ещё одним впечатлением от поездки. Нам, иностранным участникам симпозиума, были интересны иранские контрасты женского дресс-кода. Если в Куме представления и нормы закрытой чёрной одежды определены статусом города как столицы шиизма, то в городах Тегеране и Хамадане обстоятельства и цели женской одежды иные, они почти не отличаются от дагестанских.

Хозяева дарили и сувениры, и восточные сладости, но книги для нас были наиболее ценными и весьма полезными знаками внимания. Особо отмечу, что культ знаний и чтения заметен в Иране везде: по словам министра образования страны, количество студентов в стране с дореволюционного периода (170 тыс. в 1979 году) ныне выросло до 4,5 млн. В городах много учебных заведений, чуть ли не на каждом углу книжные магазины, при том что все имеют мобильники и пользуются интернетом. В Куме в рабочий день на улицах выделяется религиозная, научная, педагогическая и студенческая интеллигенция.

Иран – средоточие глубинных и исторически значимых для ислама процессов и вопросов. Симпозиум позволил приблизиться к ответам на них. Так ли непримиримы противоречия между суннизмом и шиизмом, как они представляются междоусобными войнами и западными СМИ? Как возможны компромиссы между этими партиями в едином исламе? В мечетях вместе молились сунниты и шииты, в отеле в дни чемпионата мира по футболу они вместе радовались победе Саудовской Аравии и переживали за игры иранских футболистов. Ясно одно: в условиях установления в мире нового миропорядка ислам должен преодолевать внутренние противоречия, которые на деле могут послужить взаимообогащению обоих направлений, их веротерпимости и открытости к новым реалиям. Этому учит мудрая философия ислама, об этом писал величайший мыслитель Ибн Сина. Надо обогатить этой методологией философии исламское теологическое образование, идти к просвещённому исламу во всех его регионах.

Иран впечатляет. Народ древнейшей цивилизации продолжает формировать инсаният – стремится органически связать в человеке гуманизм, нравственность, равенство, справедливость…

Статьи из «Общество»

Рука дающего

1
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Жизнь, отданная служению Родине

2
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

История скрепила наш союз

2
… Вспомним, как 2020-й год – год 75-летия Великой Победы – ознаменовался для российского народа...

Мир меняется. А мы?

2
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

13
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

3
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

7
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...

Было на кого равняться

11
Профессия журналиста хороша тем, что дарит встречи с интересными, неординарными людьми, у...

От связиста до прокурора

27
День вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну Магомед Халитов (на снимке)...

Они не пропали без вести

65
Командир ТОКСа Магомед Нурасулмагомедов принёс в редакцию «Дагестанской правды» письмо из...