Единство гуманизма и справедливости
Вопреки нынешней напряжённой обстановке, когда коллективный Запад стремится изолировать Россию, нашу великую культуру и науку, не прерываются взаимополезные встречи между российскими учёными и их коллегами из дружественных стран.
Профессор Мустафа Билалов не так давно вернулся из Исламской Республики Иран, где принимал участие в международном симпозиуме по антропологии и философской мысли Авиценны, и по просьбе редакции делится сегодня своими впечатлениями о научном форуме.
– Пленарное заседание симпозиума открылось в международном Университете Аль-Мустафа в г. Кум. Этот вуз располагает более 170 образовательными, воспитательными и исследовательскими учреждениями на территории Ирана и за его пределами в более чем 60 странах мира.
На открытии конференции и. о. ректора Халих Пур обозначил лейтмотив творчества Ибн Сины: чем является суть человека? откуда я пришёл? почему я пришёл в этот мир? чем является этот мир?
Старейший участник симпозиума 96-летний аятолла Мухаммади напомнил о мыслях Ибн Сины – о необходимости каждому человеку обрести самоидентичность. Для этого, как он заявил, «мы нуждаемся в законах божественных, поскольку международное право не действует».
Со стороны Ирана выступали не только теологи, но и философы. На меня произвёл впечатление доктор Гурджиян, заведующий кафедрой философии суфизма в Университете Аль-Мустафа. Он же был учёным-секретарём симпозиума и модератором первой конференции. Подарил мне два своих тома произведений. Договорились о научном сотрудничестве.
Ибн Сина под влиянием Аристотеля делит теоретические науки на естественную, математическую и первую философию, которая по духу его рассуждений становится методологией теологической науки. Философская методология Ибн Сины воплотила в себе достижения всего ислама – его рационалистической и мистической ветвей
Мой доклад «Ибн Сина как методолог теологии» посвящался философскому творчеству великого мыслителя. Выдающаяся врачебная деятельность, а также заметный вклад в математику не должны заслонить величину Ибн Сины как философской фигуры. Ибн Сина в своих основных взглядах следует Аристотелю, строившему свою онтологию на закладываемых им традициях метафизики, в которой природа, бытие мира наполняется реальным содержанием в противовес онтологии Платона. Его «эманация» в некоторой степени противоположна творению из ничего – означает возникновение Вселенной из Бога подобно тому, как свет «проистекает» из Солнца. Ибн Сина под влиянием Аристотеля делит теоретические науки на естественную, математическую и первую философию, которая по духу его рассуждений становится методологией теологической науки. Философская методология Ибн Сины воплотила в себе достижения всего ислама – его рационалистической и мистической ветвей. Философ стремился сочетать строгости рассудочно-разумной рациональности с иррациональными элементами познания. Теологическое образование в России и на Северном Кавказе пока не способно извлечь уроки из биографии и реализовать идеи выдающихся мусульманских философов.
Что касается симпозиума, то он проходил в несколько этапов. Запомнилась конференция в древней столице Ирана Хамадане. Её вёл мэр, он же и губернатор области. С пространными речами, весьма философски насыщенными, выступили министр образования Ирана Мухаммад Али Зульфигуль, затем министр науки и научных исследований, представитель руководителя Ирана Хаманеи в Хамадане аятолла Шамани и другие.
В своём выступлении я рассказал о связах России и Дагестана с Ираном, о сотрудничестве Дагестанского государственного университета с Тегеранским университетом, ответил на предложения ректора Университета Аль-Мустафа доктора Али Абасси и ректора Университета Абу Али Сина в Хамадане доктора Ризуана о сотрудничестве в области образования и науки взаимной готовностью, вручил буклеты ДГУ и сувениры президиуму конференции. В кулуарах конференции общался с доктором
Мухсини, руководителем регионального управления «Джамиатуль Мустафы» в Центральной Азии, мы обменялись книгами, фотографировались с губернатором Хамадана Али Ризо Косими на память. Приятно удивили простота, немногословность, открытость, отсутствие чинопочитания в общении. А ещё не скрываемые, хотя сдержанные, политические симпатии моих собеседников к России.
Хочу отметить, в работе конференции, кроме иранских философов и теологов, участвовали представители России, Турции, Афганистана, Узбекистана, Таджикистана и других стран. С некоторыми участниками симпозиума я был знаком ранее, в частности у нас сложились регулярные контакты с научной делегацией из Узбекистана во главе с профессором Нигиной Шермухамедовой, зав. кафедрой в Национальном университете Узбекистана, с этим вузом Даггосуниверситет имеет договор о сотрудничестве. Нигина Арслановна – непременный и постоянный участник и организатор подобных международных конференций в Азии и на Ближнем Востоке, в своё время она приезжала и на конференцию в Дагестан.
Благодарен моему переводчику дагестанцу Рафуидину, который более 20 лет работает в вузах Ирана в качестве переводчика с фарси. Услуги его были ценны не только во время конференции, но и в ознакомительных поездках по Ирану.
Впечатляет Мавзолей Ибн Сины в Хамадане. Как известно, родился Ибн Сина близ Бухары, но покоится в Иране. Авиценна оставил потомкам богатейшее творческое наследие – более 450 трудов, из которых сохранилось около 240. Философским, мировоззренческим и научным аспектам посвящено 150 книг, из них 40 – медицине, 50 – другим наукам. До наших дней многие стороны его учения до конца не раскрыты и потому не получили должной оценки.
Надолго запомнится мне посещение дома в Куме, в котором жил аятолла Сейид Рухолла Мостафави Мусави Хомейни, лидер исламской революции, высший руководитель Ирана с 1979 по 1989 годы. По просьбе хозяев я оставил запись в Книге почётных гостей.
Полуторамиллионный и полуторатысячелетний город Кум существовал ещё в домусульманское время. Главная святыня Кума – мавзолей Фатимы Масумы. Там же похоронены некоторые представители династии Сефевидов, среди них Аббас II. Ныне мавзолей Фатимы Масумы – место паломничества для последователей
шиизма.
Кум сыграл немаловажную роль в распространении исламских истин, воспитании видных учёных и богословов. Здесь много слушателей духовной академии – это молодые люди в тёмных накидках и с книгами в руках. Много почтенных учёных-богословов. На каждом шагу книжные магазины. Примечательно, что около 1474 года город посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках «Хождение за три моря».
Впечатлило также посещение в рамках экскурсионной программы для иностранных участников конференции знаменитого на мусульманском Востоке библиотеки-книгохранилища, которая содержит 42 тыс. томов рукописей. Начиналась она как личная библиотека основателя аятоллы Маръяши Наджафи, выдающегося исламского учёного, известного своей преданностью религиозным наукам и образованию. На протяжении всей своей жизни он собирал редкие тексты, отчасти для того, чтобы они не попали в руки британских колониальных властей.
Запомнилось посещение мечетей в Иране, их там много. Хотя время молитвы позволяет совершать намаз в любом учреждении или общественном месте, многие спешат в мечети, часто не закрывая даже торговые лавки. У каждой мечети есть небольшая библиотека. Большинство культовых сооружений, замечу, построено после революции – в последние 40 лет.
Хочу поделиться ещё одним впечатлением от поездки. Нам, иностранным участникам симпозиума, были интересны иранские контрасты женского дресс-кода. Если в Куме представления и нормы закрытой чёрной одежды определены статусом города как столицы шиизма, то в городах Тегеране и Хамадане обстоятельства и цели женской одежды иные, они почти не отличаются от дагестанских.
Хозяева дарили и сувениры, и восточные сладости, но книги для нас были наиболее ценными и весьма полезными знаками внимания. Особо отмечу, что культ знаний и чтения заметен в Иране везде: по словам министра образования страны, количество студентов в стране с дореволюционного периода (170 тыс. в 1979 году) ныне выросло до 4,5 млн. В городах много учебных заведений, чуть ли не на каждом углу книжные магазины, при том что все имеют мобильники и пользуются интернетом. В Куме в рабочий день на улицах выделяется религиозная, научная, педагогическая и студенческая интеллигенция.
Иран – средоточие глубинных и исторически значимых для ислама процессов и вопросов. Симпозиум позволил приблизиться к ответам на них. Так ли непримиримы противоречия между суннизмом и шиизмом, как они представляются междоусобными войнами и западными СМИ? Как возможны компромиссы между этими партиями в едином исламе? В мечетях вместе молились сунниты и шииты, в отеле в дни чемпионата мира по футболу они вместе радовались победе Саудовской Аравии и переживали за игры иранских футболистов. Ясно одно: в условиях установления в мире нового миропорядка ислам должен преодолевать внутренние противоречия, которые на деле могут послужить взаимообогащению обоих направлений, их веротерпимости и открытости к новым реалиям. Этому учит мудрая философия ислама, об этом писал величайший мыслитель Ибн Сина. Надо обогатить этой методологией философии исламское теологическое образование, идти к просвещённому исламу во всех его регионах.
Иран впечатляет. Народ древнейшей цивилизации продолжает формировать инсаният – стремится органически связать в человеке гуманизм, нравственность, равенство, справедливость…