Настоящее имя поэта — Казак Татархан-оглы. Псевдоним «Йырчи» (певец) был присвоен ему народом за высокое поэтическое и исполнительское мастерство. Точные даты рождения и смерти поэта неизвестны. Предположительно это 1830-1879 годы. Родился поэт в крестьянской семье в селении Муслимаул Темир-Хан-Шуринского округа.
В юности Ирчи Казак был известен как популярный певец, исполняющий преимущественно народные песни. По мере роста и развития таланта он стал сам сочинять песни, воспевающие красоту родного края, возвышенную любовь и подвиги героев современности. Однако пронизанная романтическим мироощущением поэзия И. Казака даже на этом раннем этапе обратилась к изображению тяжелой жизни крестьян, стонущих под гнётом местных феодалов и колониальных царских властей.
Свободолюбивый поэт, воспевший любовь, братство и мужество, не мог равнодушно относиться к страданиям близких ему людей. Ради счастья своего друга Атабая и его возлюбленной – рабыни шамхала Абумуслима — он пренебрег своим благополучием и решился на похищение ее из дворца правителя. За это оба друга были осуждены и сосланы на каторжные работы в Сибирь.
В произведениях поэта сибирского периода — суровая правда жизни, картины унижения и оскорбления человеческого достоинства. Его стихи пронизаны состраданием к каторжникам и ненавистью к угнетателям.
Нас повсюду строем водят, как солдат,
Нем язык, и зубы от тоски болят,
Души молодые как в котле кипят,
Помолитесь, братья милые, за нас!
Но, несмотря на все лишения, он постоянно думал о родной земле, где, как он пишет, князья сидят на шее народа и правят им, как хотят, узденей (свободных крестьян) превратили в рабов. Родина для него была ничем не заменимым уголком земли, «алмазной горой» и «золотым троном». Даже в невыносимых условиях каторги он надеялся не только на возвращение в лоно родных цветущих полей и синих гор, но и на то, что его отечество когда-нибудь расцветет, освободившись от зла и насилия.
Однако возвращение на родину не принесло поэту радости. Ему не разрешили жить в своем доме, он вынужден был поселиться в ауле Батаюрт Хасавюртовского округа. Это нравственное потрясение усугублялось тем, что поэт замечает в людях меркантильные страсти, всеобщее стремление к наживе, холодный расчет даже между близкими людьми. Крушение прежних моральных ценностей потрясло его:
Такие вот настали времена:
В делах людских корысть во всем видна,
Кто больше всех добра себе накопит, —
Тому и честь повсюду воздана.
Столкновения Ирчи Казака с месными феодалами не прекратились и в Батаюрте, где он прожил примерно последние двадцать лет. Верный своим идеалам, поэт не желал подчиняться воле местных князей. Были случаи, когда его сажали в зиндан.
Поэту-певцу не суждено было дожить до спокойной старости. Он был тайно убит подосланными князьями наёмниками. Поэт пал от рук сильных мира сего за свое неистребимое стремление к свободе и свету.
Но не было и нет таких сил, чтобы убить поэзию Ирчи Казака, истребить память о великом правдоискателе и певце свободы.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




47