X
06:54 10.09.2008

Экипаж действовал слаженно

Эдуард Адамов - один из первых дагестанских авиаторов, освоивших ТУ-154. Уже более 15 лет летает на «Туполеве» и готов к любой ситуации на борту. Но знания, как вести себя в сложных экстремальных ситуациях, слава богу, применять не приходилось, однако недавно довелось на практике проверить себя и в экстремальной ситуации.

 В расписании аэропорта «Махачкала» рейс «Уфа — Анталия» не значится, он был заказной и выполнялся в рамках контракта  авиапредприятия «Авиалинии Дагестана» с туристической фирмой. Такие рейсы здесь выполняются несколько раз в неделю – и ничего не предвещало, что именно этим рейсом  пассажиры из Уфы  доберутся  до места назначения — аэропорта «Анталия» (Турция) с непредвиденной задержкой. «Не было никаких предчувствий, хотя, надо сказать, мы, авиаторы, — народ суеверный.

Например, если оторвалась пуговица, то лучше ее не пришивать, иначе задержки рейса не миновать», — говорит Эдуард Сергеевич.

Перед полетом экипаж: командир Эдуард Адамов, второй пилот Рамазан Гайдаров, штурман Камиль Омаров и бортинженер Николай Кузнецов — занимались своей обычной работой в штатном режиме, на борту был 141 пассажир и 4 бортпроводника: Мария Попова, Самвел Мартиросян, Константин Иллуридзе и Елизавета Сакидзе. Все шло как обычно. Оторвавшись от взлетно-посадочной полосы,  самолет взмыл вверх, и в этот момент в кабине экипажа раздалась сирена, и командир увидел загоревшееся красное табло на приборной доске –  сработала сигнализация, означавшая: «пожар двигателя».

— Какими были ваши первые действия?  — задаю вопрос командиру лайнера.

— Проанализировав ситуацию,  предприняли предусмотренные в таких случаях шаги. Инженеру была дана команда: «Отключить двигатель», при  выполнении которой сработала система 1-й очереди системы пожаротушения. То, что загорелось табло, известившее о пожаре, еще не означало, что пожар действительно был. В двигателе его могло и не быть, датчик мог сработать и по другой причине, —  рассказывает командир.

То, что загорелось табло, известившее о пожаре, еще не означало, что пожар действительно был. В двигателе его могло и не быть, датчик мог сработать и по другой причине

Если бы экипаж  наверняка знал, что пожара нет, то у него было бы время подумать, как быть дальше. Но если пожар действительно есть, то появляется угроза сгорания самолета, и, как показывает практика, происходит это за считанные минуты. Поэтому времени на раздумье не было, каждая секунда была решающей. Что бы там ни происходило, нужно было самолет посадить, — такое решение было принято экипажем. В свою очередь заход на посадку осложнялся малой высотой, дефицитом времени, попутным ветром, полетной массой, превышающей максимально допустимую для посадки на 9,5 тонны, и короткой посадочной полосой. Через 25 секунд табло погасло, что означало — пожар потушен. Но успокаиваться было нельзя, а вдруг он может вспыхнуть вновь? Экипажу удалось выполнить маневр по возврату на аэродром, через какое-то мгновение ТУ-154 колесами шасси мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и вскоре  стоял на рулевой дорожке.

А на перроне самолет уже ждали пожарные расчеты. Пассажиров быстро эвакуировали в зал ожидания Уфимского аэропорта, и через несколько часов они улетели в Анталию резервным самолетом «Авиалиний Дагестана».

Свой первый звонок после благополучного  приземления командир экипажа сделал в производственно-диспетчерскую службу аэропорта «Махачкала», сообщив о вынужденной посадке. А в это время к самолету прибыла комиссия для расследования случившегося. Как было установлено, пожара в двигателе не было, датчик сработал из-за конструктивного недостатка – недостаточной длины болтов крепления патрубка. «Они оказались на 5 миллиметров короче необходимого размера». В связи с этим во всей гражданской авиации была проведена разовая проверка соответствующих узлов двигателя и системы пожаротушения. И вышло предписание, что впредь при выпуске подобных изделий обнаруженный недостаток должен быть устранен.  

Ежеквартально на тренажерах во Внуково экипажи самолетов отрабатывают необходимые действия,  предпринимаемые в той или иной критической ситуации. Но во время нее иногда может сработать «человеческий фактор», то есть человек может повести себя не по предписанию. В данном случае экипаж проявил выдержку, хладнокровие, мужество в преодолении критической ситуации, возникшей на борту ТУ-154, произошедшей 6 августа при исполнении рейса «Уфа — Анталия». «Большую роль сыграли слаженность действий членов экипажа», — говорит начальник штаба летного отряда Шейх Исаев.

В Дагестане командиров «Туполевых» можно по пальцам пересчитать. Кто придет им на смену? Молодежь не стремится идти в авиаторы, мальчишки сейчас не мечтают о небе, о заоблачных далях. А ведь  ветераны, пришедшие в свое время в авиацию, реализуют  свою детскую мечту. Например, Эдуард Адамов  родился и вырос в г. Баку и еще пацаном грезил авиацией, ездил в знаменитый аэропорт «Бина» смотреть, как взлетают и садятся самолеты,  и сам мечтал сесть за штурвал. Когда пришло время выбирать профессию, решил стать пилотом, поехал поступать в Краснокутское летное училище, затем учился в Киевском институте инженеров гражданской авиации. Аэропорт «Махачкала» в то время был в составе Азербайджанского управления гражданской авиации СССР, поэтому  для азербайджанских пилотов он был как родной. В 1982 г. Э. Адамов приехал в Дагестан, где требовались пилоты на АН-24. Пролетав на этом самолете 11 лет, в 93-м в числе первых дагестанских летчиков освоил ТУ-154, на котором трудится по сей день, передавая опыт молодым пилотам.   

Статьи из «Общество»

Стократ Сократ

7
Нет, я в гороскопы не верю. Я вообще не верю ни в белую, ни в черную магии. Но все-таки иногда...

Пересдача на права: новшества

2
Водительские удостоверения обязаны поменять иностранные граждане, у которых с 1 апреля 2025 года исполнился год с момента разрешения на временное проживание,...

«Вариатор» или «робот»?

9
Какая разница, скажет иной водитель, ведь под ногами две педали, а остальное неважно. Что...

Проверят законность повышения штрафов

38
Группа из 97 депутатов Государственной Думы...

Силой мысли облечённый

15
Загадочная личность, мыслящая категориями инновационного будущего. Аскерхан Аджиев (на...

Его считали без вести пропавшим

12
Больше 2 миллионов человек пропало без вести в Великую...

Нам расскажут о нас

1030
Дагестан последние несколько лет в топе туристически привлекательных регионов России....

Космос будущего

19
Амбициозный национальный проект «Развитие многоспутниковой орбитальной группировки»,...

Улучшить жизнь особенных граждан

15
Актуальные вопросы оказания помощи и социальной...

Проводник добра

43
Многие герои моих публикаций впоследствии становятся моими добрыми друзьями, с которыми я...