Европа перестанет «газовать». А мы?
Страны Евросоюза планируют полностью отказаться от бензиновых автомобилей в пользу электрокаров, что позволит бороться с глобальным потеплением в мире. Так, к 2030 году Евросоюз надеется сократить эти выбросы на 65 %, к 2035 году – на 100%. Для массового внедрения электрокаров Еврокомиссия обяжет правительства стран ЕС установить зарядные станции через каждые 60 километров на основных автомагистралях.
Крупнейшим мировым автопроизводителям подобные амбициозные планы не чужды уже давно. К примеру, Volkswagen намерен прекратить производство автомобилей на ДВС в Европе к 2035 году. Renault собирается сделать экологичными 90% своих машин. Американский автопроизводитель Ford Motor Co. рассчитывает довести долю электромобилей в своих продажах до 40 % к 2030 году.
А вот с созданием электромобилей в России как-то сразу не задалось. Не сказать, что попыток предпринималось слишком уж много, но самой запоминающейся был, пожалуй, звучный Ё-мобиль. Это отечественный проект последовательного гибридного автомобиля, в конструкции которого предполагалось использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемого газобензиновым двигателем внутреннего сгорания… И даже на этом замысловатость работы агрегата не заканчивалась. Не задействована разве что обычная восковая свеча.
Промышленное производство Ё-шки было запланировано на начало 2012 года, автомобиль думали продавать по цене от 360 тысяч рублей, но позже запуск отложили на 2015 год. Стоимость, в зависимости от комплектации, предрекалась от 450 до 490 тысяч рублей – довольно народным был бы этот «электроник». Однако в апреле 2014 года новость о фактическом закрытии проекта поставила крест на тогдашних планах зарядить в будущее на принципах экологичности.
Единственное, чем прославился этот громкий, но нереализованный «пшик», это то, что одна из 4-6 выпущенных моделей была подарена Владимиру Жириновскому. В шутку или нет, российский политик в одном из интервью заявил, что дорогостоящую подзарядку соорудил, подключив провода к соседнему особняку.
Так что экологичность «электроников», которую принято считать главным достоинством, одновременно служит и их недостатком. Плюсы безопасности для природы отрицать глупо, но до реального перехода к полному отказу от бензиновых двигателей в нашей стране говорить ох как рано.
Организовать станцию прямо дома? «Легко!», – говорит Вольфович. В остальных случаях это знакомство с капитальными сложностями при снижающемся заряде. В России в плане количества электроколонок дефицит сотого уровня. Экспериментировать с дальними поездками с семьей точно не стоит: докатив до вожделенной розетки, можно упереться в очередь. И даже если она будет состоять всего-то из пары машин, ожидание может занять сутки, учитывая скорость дозаправки батарей. А в Махачкале с ее средневековыми сетями… Так что пока достоинство авто – экологичность – тут скромно стоит в сторонке.
Даже учитывая финансовые возможности большинства европейских стран, их нацеленность на результат и планомерное достижение поставленных целей, все же в очередной раз выходит, что телегу – теперь уже электрическую – ставят впереди лошади. Все эти задумки назвать достойными реального интереса можно будет лишь тогда, когда количество зарядных станций станет соответствовать количеству колесящих «электроников».
России с ее планами на «зеленые» автомобили и борьбу с загрязнением окружающей среды все же стоит подбираться к Европе поближе. Недалек тот день, когда соседи могут запретить въезд на свои территории «газующим» машинам. Но будут ли цены на электрокары в нашей стране поистине народными? Не факт. Да и заправка вряд ли порадует стоимостью.
Сомнений не вызывает другое: рано или поздно все мы станем свидетелями конца эпохи двигателей внутреннего сгорания – ресурсы Земли исчерпаемы. Вопрос в том, готовы ли мы к этому?