Купить PDF-версию
18:04 | 06 июля, Сб
Махачкала
X
11:50 03.07.2024

Философия А. Агаева в противоречиях эпохи

Мустафа Билалов, заведующий кафедрой ДГУ, председатель ДО РФО
Выпуск - 2024 № 96
13

_ Ахед Гаджимурадович Агаев был одним из признанных лидеров дагестанской философии. Об этом человеке я писал несколько раз – и при жизни, и после его ухода.

Широкая интеллигенция помнит А. Агаева как писателя, литературоведа и языковеда, возможно, даже больше, чем как философа, хотя он был организатором и руководителем кафедры философии Дагестанского государственного университета 26 лет – с 1968 по 1994 годы. Ученый много писал и публиковался – статей и монографий у него более 300.

А. Агаев трудился не только творчески плодотворно, но и теоретически разносторонне, он оставил заметный след в изучении и исследовании национальных отношений.

В год 100-летия философа я хочу рассказать читателям «Дагестанской правды» не столько о содержании философии А. Агаева, сколько попробовать оценить его место в науке, в философии Дагестана, предварительно осмыслив, что собой представляет философия Дагестана, когда она зародилась, состоялась и какая она.

Осмысление статуса нацио­нальной философии нередко сопряжено с противоречиями, поскольку этой науке, как предельно абстрактной и всеобщей теоретической конструкции, вроде бы чужды регионализация и национализация. Но, с другой стороны, все формы общественного сознания, в том числе самые высокотеоретизированные научные построения, как показывает история человеческого духа, несут в себе печать ментальных, психологических, климатических, соматических и т.п. особенностей соответствующих субъектов творчества. И само формирование и становление мировой философии включает множество разнообразных эмпирических фрагментов, нанизанных на общемировоззренческую канву, вследствие чего трехтысячелетняя история древней науки предстает в более или менее известных исторических ее типах и формах, в том числе национальных. Правомерность существования национальной философии и ее содержательных проявлений демонстрирует европейская философия, которая состоит из ряда национальных (древнегреческой, немецкой, английской и др.) философий этого цивилизационного типа.

Но национальная философия, как она сегодня в науке отстаивается, должна быть связана с проблемами национальной реальности, выражать духовный опыт нации, ее неповторимый исторический путь, особенности ее культуры. Должны сложиться философские традиции со своеобразием и самобытностью, выявиться особые темы и предметы философствования. Национальный дух, нашедший выражение в национальной философии, должен предстать гранью общечеловеческого духа.

Философия Дагестана достигла духовной зрелости для участия в судьбе своего народа и должна взять на себя ответственность указывать ему путь в достойное будущее в неразрывной связи со своей культурой

Национальная философия –это философия национальной идеи, идеологии государственного и культурного строительства, связанные с историей мысли в ареале нациогенеза и затем выражение мысли на национальном языке. Только в философии национальный дух окончательно раскрывает свою сущность. Отсутствие философски осмысленного самобытного национального духа, национальной идеи, неразработанность специфических тем и методологии в контексте развивающегося историко-философского процесса, «неприкаянность» безусловно формирующейся дагестанской философии, «непривитость» её ни к одному из известных в науке цивилизационных типов (египетская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, европейская и др.) также осложняют вопрос о статусе дагестанской философии.

В этой структуре дагестанской философии профессор Ахед Агаев занимал особое место. И не столько потому, что продолжительное время интенсивно занимался актуальными для республики идеологически и политически значимыми вопросами мировоззренческих и этно-конфессиональных отношений. Активный инициатор новаций, организатор и администратор гуманитарной науки, Ахед Гаджимурадович был на острие духовных процессов развитого социализма как общественной системы СССР, неутомимым рупором соответствующих социальных преобразований. Марксистско-ленинская философия смотрелась в его творчестве совершенно закономерным ядром, которому принадлежало решающее слово в развитии советской культуры, всех сфер общества.

В системе отсчета зарождения дагестанской национальной философии Ахед Гаджимурадович заложил основы для ее становления. Столь необходимые ей национальный дух, национальная идея и идеология вполне логично улавливались А. Агаевым и находили свое выражение в его индивидуальной советской философии, во всяком случае в его теоретизированиях в понятии «дружба народов», сближении и слиянии дагестанских народностей в единую нацию – этому философ посвятил порядка десяти монографий и множество статей. В фундаментальной по своей теоретической интенции монографии о нациологии производится успешная попытка придать своему учению методологию развитой теории – со строгим понятийным аппаратом, логической семантикой. В книге дается категориальное осмысление национального бытия, национального сознания, национального самосознания и др. Автор отходит от традиций публицистики, становится на рельсы гуманитаристики, позаимствовавшей методологию философии естествознания.

Тем не менее его философия не стала национальной – и тогда, и сейчас дагестанская национальная философия еще не развернута в своем статусе. В свое время я уже писал, что «ни в прошлом, ни сегодня дагестанская общественно-политическая мысль не поднималась до всеобщих процессов, она изучала и пыталась осмыслить явления, связанные со спецификой региональной культуры, нравственности, традиций, местных религиозных вероучений без их сложных связей с мировой культурой». Зримое в «дружбе народов» единство этносов как национальная идея требует своего наполнения тысячелетним национальным духом – как гранью общечеловеческого духа. Осмысленная таким образом национальная идея должна быть интегрирована с цивилизационным будущим Дагестана, и как таковая она тоже не развернута в идеологию – необходимо завершение нациогенеза на основе единого языка, дальнейшего государственного и культурного строительства Дагестана.

Духовный опыт нации, ее неповторимый исторический путь, особенности ее культуры не могут компенсировать искания специалистов-философов, как сегодня мы наблюдаем в Дагестане. Ведь все перечисленные и, возможно, упущенные в списке современные дагестанские философs, которым Дагестан должен быть признателен за выбор поприща профессионального философа, в своих проблематиках оказались не по критериям национальной философии, а по своим индивидуальным интересам, а порой – случайно. Хотя почти все обращаются от случая к случаю к проблематике национальной философии, преследуя благие намерения – принести пользу общественно-политическому прогрессу республики.

А. Агаев, как и другие его современники, не избежал характерных многим тогда иллюзий и ошибок «забегания вперед», реально «торопил историю», не учитывал случайности общественных процессов, не осваивал методологические новации синергетики, антропного принципа (связи существования человека со Вселенной), постмодернистской деконструкции и т.п. Даже сегодня в республике с трудом складывается универсальный философский язык, многие региональные доктора философии не освоили терминологию, методологическую культуру, ключевые разделы и проблематики философии как науки. Без этого дагестанская философия не обретет статус национальной, не превзойдет мировую, советскую, российскую философию в практически-политической значимости в решении особенных ключевых вопросов Дагестана.

Национальная философия Дагестана сегодня находится на пути своего становления. В этой связи возлагаются определенные надежды на открытую 18 лет назад специальность «Философия» – сегодня на отделении философии ДГУ центральной в структуре курсов специализации стала проблема онтологии, теории познания, методологии науки… Предстоит ориентировать студентов на глубокое изучение гуманитарной культуры, экзистенциальных проблем, философии постмодернизма… Ныне Дагестану нужна аксиологическая эволюция, переход к новой иерархии ценностей, определяющих систему евразийской духовности. Определение цивилизационного курса на гражданское общество регионального типа, выстраивание иерархии общечеловеческих ценностей с учетом менталитета и религии дагестанских этносов, подчинение этому курсу и иерархии экономических, политических, образовательных и других сфер общественной жизни – важнейшая задача Дагестана. Перспективы самого философского образования и науки в формирующемся полицентричном новом мироустройстве мы связываем с исследованиями, в том числе в области этнических процессов.

Философия Дагестана достигла духовной зрелости для участия в судьбе своего народа и должна взять на себя ответственность указывать ему путь в достойное будущее в неразрывной связи со своей культурой. Так мы реализуем мечту Ахеда Гаджимурадовича Агаева и других талантливых дагестанских философов, поколения которых рано и или поздно станут творцами оригинальной и самобытной национальной философии.

Эти мысли я озвучил на юбилейной конференции в ДГУ, организованной благодаря усилиям дочери философа Наилы Ахедовны Саркаровой, доцента ДГУ. В организации конференции не было какого-либо участия властей республики, а ведь философский дух профессора А.Г. Агаева был значим в Дагестане не одно десятилетие и не только в советский период. Многим подумалось: у нас в Дагестане есть ли ответственная структура, помощники, советники, которые не должны полагаться только на инициативу масс или родственников и обязаны придать событиям культуры и образования должный статус?

Похожие

Строительный материал мысли

38
Специалисты, посвятившие себя филологии, отмечают свой профессиональный праздник 25 мая....

Статьи из «Общество»

Никаб чужд мусульманам России

19
Решение Муфтия Дагестана о временном запрете мусульманского головного убора полностью...

О чем молчит и говорит муфтият

8
После решения муфтията республики о временном запрете на ношение никаба на него обрушилась волна критики. В основном она исходит...

ОСАГО решили исключить

8
Госдума приняла в третьем чтении поправки, исключающие полис ОСАГО из перечня обязательных...

«Кому стальной характер дан…»

6
С фотографий глядят на нас молодые ребята. В тот день уходили они на службу, как обычно, не...

Школа любви ГусейнОльги

87
«Не смоют любовь ни ссоры, ни версты…». Эти слова совсем не лиричного Маяковского, на мой...

Природа умеет удивлять

7
Новый для России вид млекопитающего найден в Дагестане. Это сарезская белозубка,...

Восстановим популяцию­

4
Два воспитанника Центра восстановления леопарда на Кавказе – самец Терек и самка Рица –...

Ковид по-прежнему с нами

83
Нет, все-таки история с ковидом ничему нас не научила: определенная часть населения привычно...

Сокровища капитана Флинта

9
Глава республики Сергей Меликов встретился в понедельник с представителями институтов...

Они пытаются нас разделить

7
События 23 июня говорят о том, что не прекращаются попытки расшатать дагестанское общество. Большей частью их организаторы находятся за пределами республики и даже...

Хиджаб, никаб… А чохто?

84
Многие слышали притчу о лингвистическом казусе в горах Кавказа. Тот, кому Бог поручил...

Заявление КЦМСК относительно «хиджаба» и «никаба»

316
Сейчас идет активная дискуссия о...