Философия А. Агаева в противоречиях эпохи
_ Ахед Гаджимурадович Агаев был одним из признанных лидеров дагестанской философии. Об этом человеке я писал несколько раз – и при жизни, и после его ухода.
Широкая интеллигенция помнит А. Агаева как писателя, литературоведа и языковеда, возможно, даже больше, чем как философа, хотя он был организатором и руководителем кафедры философии Дагестанского государственного университета 26 лет – с 1968 по 1994 годы. Ученый много писал и публиковался – статей и монографий у него более 300.
А. Агаев трудился не только творчески плодотворно, но и теоретически разносторонне, он оставил заметный след в изучении и исследовании национальных отношений.
В год 100-летия философа я хочу рассказать читателям «Дагестанской правды» не столько о содержании философии А. Агаева, сколько попробовать оценить его место в науке, в философии Дагестана, предварительно осмыслив, что собой представляет философия Дагестана, когда она зародилась, состоялась и какая она.
Осмысление статуса национальной философии нередко сопряжено с противоречиями, поскольку этой науке, как предельно абстрактной и всеобщей теоретической конструкции, вроде бы чужды регионализация и национализация. Но, с другой стороны, все формы общественного сознания, в том числе самые высокотеоретизированные научные построения, как показывает история человеческого духа, несут в себе печать ментальных, психологических, климатических, соматических и т.п. особенностей соответствующих субъектов творчества. И само формирование и становление мировой философии включает множество разнообразных эмпирических фрагментов, нанизанных на общемировоззренческую канву, вследствие чего трехтысячелетняя история древней науки предстает в более или менее известных исторических ее типах и формах, в том числе национальных. Правомерность существования национальной философии и ее содержательных проявлений демонстрирует европейская философия, которая состоит из ряда национальных (древнегреческой, немецкой, английской и др.) философий этого цивилизационного типа.
Но национальная философия, как она сегодня в науке отстаивается, должна быть связана с проблемами национальной реальности, выражать духовный опыт нации, ее неповторимый исторический путь, особенности ее культуры. Должны сложиться философские традиции со своеобразием и самобытностью, выявиться особые темы и предметы философствования. Национальный дух, нашедший выражение в национальной философии, должен предстать гранью общечеловеческого духа.
Философия Дагестана достигла духовной зрелости для участия в судьбе своего народа и должна взять на себя ответственность указывать ему путь в достойное будущее в неразрывной связи со своей культурой
Национальная философия –это философия национальной идеи, идеологии государственного и культурного строительства, связанные с историей мысли в ареале нациогенеза и затем выражение мысли на национальном языке. Только в философии национальный дух окончательно раскрывает свою сущность. Отсутствие философски осмысленного самобытного национального духа, национальной идеи, неразработанность специфических тем и методологии в контексте развивающегося историко-философского процесса, «неприкаянность» безусловно формирующейся дагестанской философии, «непривитость» её ни к одному из известных в науке цивилизационных типов (египетская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, европейская и др.) также осложняют вопрос о статусе дагестанской философии.
В этой структуре дагестанской философии профессор Ахед Агаев занимал особое место. И не столько потому, что продолжительное время интенсивно занимался актуальными для республики идеологически и политически значимыми вопросами мировоззренческих и этно-конфессиональных отношений. Активный инициатор новаций, организатор и администратор гуманитарной науки, Ахед Гаджимурадович был на острие духовных процессов развитого социализма как общественной системы СССР, неутомимым рупором соответствующих социальных преобразований. Марксистско-ленинская философия смотрелась в его творчестве совершенно закономерным ядром, которому принадлежало решающее слово в развитии советской культуры, всех сфер общества.
В системе отсчета зарождения дагестанской национальной философии Ахед Гаджимурадович заложил основы для ее становления. Столь необходимые ей национальный дух, национальная идея и идеология вполне логично улавливались А. Агаевым и находили свое выражение в его индивидуальной советской философии, во всяком случае в его теоретизированиях в понятии «дружба народов», сближении и слиянии дагестанских народностей в единую нацию – этому философ посвятил порядка десяти монографий и множество статей. В фундаментальной по своей теоретической интенции монографии о нациологии производится успешная попытка придать своему учению методологию развитой теории – со строгим понятийным аппаратом, логической семантикой. В книге дается категориальное осмысление национального бытия, национального сознания, национального самосознания и др. Автор отходит от традиций публицистики, становится на рельсы гуманитаристики, позаимствовавшей методологию философии естествознания.
Тем не менее его философия не стала национальной – и тогда, и сейчас дагестанская национальная философия еще не развернута в своем статусе. В свое время я уже писал, что «ни в прошлом, ни сегодня дагестанская общественно-политическая мысль не поднималась до всеобщих процессов, она изучала и пыталась осмыслить явления, связанные со спецификой региональной культуры, нравственности, традиций, местных религиозных вероучений без их сложных связей с мировой культурой». Зримое в «дружбе народов» единство этносов как национальная идея требует своего наполнения тысячелетним национальным духом – как гранью общечеловеческого духа. Осмысленная таким образом национальная идея должна быть интегрирована с цивилизационным будущим Дагестана, и как таковая она тоже не развернута в идеологию – необходимо завершение нациогенеза на основе единого языка, дальнейшего государственного и культурного строительства Дагестана.
Духовный опыт нации, ее неповторимый исторический путь, особенности ее культуры не могут компенсировать искания специалистов-философов, как сегодня мы наблюдаем в Дагестане. Ведь все перечисленные и, возможно, упущенные в списке современные дагестанские философs, которым Дагестан должен быть признателен за выбор поприща профессионального философа, в своих проблематиках оказались не по критериям национальной философии, а по своим индивидуальным интересам, а порой – случайно. Хотя почти все обращаются от случая к случаю к проблематике национальной философии, преследуя благие намерения – принести пользу общественно-политическому прогрессу республики.
А. Агаев, как и другие его современники, не избежал характерных многим тогда иллюзий и ошибок «забегания вперед», реально «торопил историю», не учитывал случайности общественных процессов, не осваивал методологические новации синергетики, антропного принципа (связи существования человека со Вселенной), постмодернистской деконструкции и т.п. Даже сегодня в республике с трудом складывается универсальный философский язык, многие региональные доктора философии не освоили терминологию, методологическую культуру, ключевые разделы и проблематики философии как науки. Без этого дагестанская философия не обретет статус национальной, не превзойдет мировую, советскую, российскую философию в практически-политической значимости в решении особенных ключевых вопросов Дагестана.
Национальная философия Дагестана сегодня находится на пути своего становления. В этой связи возлагаются определенные надежды на открытую 18 лет назад специальность «Философия» – сегодня на отделении философии ДГУ центральной в структуре курсов специализации стала проблема онтологии, теории познания, методологии науки… Предстоит ориентировать студентов на глубокое изучение гуманитарной культуры, экзистенциальных проблем, философии постмодернизма… Ныне Дагестану нужна аксиологическая эволюция, переход к новой иерархии ценностей, определяющих систему евразийской духовности. Определение цивилизационного курса на гражданское общество регионального типа, выстраивание иерархии общечеловеческих ценностей с учетом менталитета и религии дагестанских этносов, подчинение этому курсу и иерархии экономических, политических, образовательных и других сфер общественной жизни – важнейшая задача Дагестана. Перспективы самого философского образования и науки в формирующемся полицентричном новом мироустройстве мы связываем с исследованиями, в том числе в области этнических процессов.
Философия Дагестана достигла духовной зрелости для участия в судьбе своего народа и должна взять на себя ответственность указывать ему путь в достойное будущее в неразрывной связи со своей культурой. Так мы реализуем мечту Ахеда Гаджимурадовича Агаева и других талантливых дагестанских философов, поколения которых рано и или поздно станут творцами оригинальной и самобытной национальной философии.
Эти мысли я озвучил на юбилейной конференции в ДГУ, организованной благодаря усилиям дочери философа Наилы Ахедовны Саркаровой, доцента ДГУ. В организации конференции не было какого-либо участия властей республики, а ведь философский дух профессора А.Г. Агаева был значим в Дагестане не одно десятилетие и не только в советский период. Многим подумалось: у нас в Дагестане есть ли ответственная структура, помощники, советники, которые не должны полагаться только на инициативу масс или родственников и обязаны придать событиям культуры и образования должный статус?