Галерея образов мастера
В истории Лезгинского театра особую роль сыграл народный артист РСФСР Мурадхан Кухмазов. Больше 50-ти лет, как яркая звезда, он сиял на сцене этого театра и исполнил более ста ролей. Завоевал зрительскую любовь и симпатию. Участвовал в общественной жизни республики. Его до сих пор вспоминают как справедливого, порядочного, мудрого человека. Несколько поколений актеров брали с него пример, старались быть похожими на него, он был образцом для подражания.
Жизненный путь
Мурадхан Абдулджалилович родился в с. Ахты 25 января 1914 года. Род Кухмазовых в селении был одним из самых авторитетных и влиятельных.
Любовь к театральному искусству формировалась в душе Мурадхана с детских лет. В сельской школе был драматический кружок, который он охотно посещал.
Узнав о том, что в Махачкале открыты курсы по подготовке кадров для национальных театров, юноша поступает на них и жадно осваивает азы актерского мастерства. Во время учебы Мурадхан одновременно получает и музыкальное образование. В 1932 году, завершив учебу, он возвращается в Ахты и устраивается на работу в театр. Здесь ему доверяют сложные и серьезные роли. Первой была роль Ибн Салама в опере «Лейли и Меджнун» У. Гаджибекова. Затем он создавал один за другим десятки прекрасных образов и завоевал любовь и уважение тысяч благодарных зрителей.
В 1940 году молодой Мурадхан за прекрасное исполнение ролей на сцене Лезгинского театра получил почетное звание «Заслуженный артист ДАССР».
В 1941 году начинается Великая Отечественная война, и молодой актер добровольно идет на фронт. Театровед Г. Султанова отмечает: «Одной из концертных бригад, обслуживающих фронты, руководил и заслуженный артист ДАССР Мурадхан Кухмазов. Всю войну прошел он с востока на запад со своей полевой бригадой чтецов, танцоров и певцов, облегчая после тяжелых боев отдых бойцов, вдохновляя их на новые подвиги. Он был участником освобождения городов Минска, Орши, Кенигсберга и других населенных пунктов. За самоотверженное служение Отчизне и искусству советское правительство наградило М. Кухмазова орденами Красной Звезды, «Знак Почета», медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».
После окончания войны М. Кухмазов возвращается в Лезгинский театр.
В 1958 году ему присваивают почетное звание «Народный артист ДАССР».
В 1959 году в Свердловской киностудии снимался художественный фильм «Тучи покидают небо» (режиссеры – Николай Жуков и Николай Поленков) по сценарию писателя Ахмедхана Абу-Бакара. М. Кухмазов снимается в этом фильме и прекрасно исполняет роль председателя колхоза Касума. После появления фильма в кинотеатрах актер получил известность по всему Советскому Союзу. Его приглашали на съемки других фильмов. Но он отказывался и в дальнейшем ни в одном фильме не снимался.
В 1960 году в Москве проходила Декада дагестанской литературы и искусства. Во время декады он исполнил роли Узаир-бека в спектакле «Сулак – свидетель» по пьесе М. Чистякова и М. Хуршилова (режиссер – Султан Дадашев) и Мурсал-хана в спектакле «Ашуг Саид» (режиссер – Сервер Джетере) по пьесе Т. Хрюгского и К. Меджидова. За прекрасное воплощение этих образов в том же году Кухмазов получил звание «Народный артист РСФСР».
Скончался Мурадхан Абдулджалилович в 1986 году.
Образ Ибн Салама
Оперу «Лейли и Меджнун» Узеир Гаджибеков написал и поставил на сцене в 1908 году. Это была первая опера на мусульманском Востоке. Ее сюжет взят из арабского фольклора, а в основу либретто автор положил поэму великого поэта Востока Мухаммеда Физули.
Главный герой поэмы – юноша по имени Кейс в школе влюбляется в свою одноклассницу Лейли. Но, по обычаю средних веков, на его влюбленность смотрели как на сумасшествие. Люди назвали его «Меджнуном», то есть сумасшедшим.
Как он ни старался, ему не удается быть вместе с возлюбленной, жениться на ней. Герои поэмы погибают во имя своей любви.
Оперу «Лейли и Меджнун» в 1932 году на сцене поставил известный лезгинский актер и режиссер Сефербек Агабалаев. Роль Ибн Салама исполнял молодой Мурадхан. По сюжету Ибн Салам, увидев однажды Лейли, влюбляется в нее. По обычаям того времени, не спросив мнения девушки, он отправляет сватов к ее родителям и, получив их согласие, женится на ней. Но потом, узнав о том, что она любит другого человека – Кейса, он осознает свою ошибку, сожалеет о содеянном и, несмотря на то, что Лейли не любит его, с большим уважением относится к ее чувствам, не обижает ее. Молодой артист показал своего героя честным, порядочным, доброжелательным человеком, но вместе с тем он пленник обычаев своего времени.
Исполнение роли Ибн Салама было для Кухмазова первым успехом на большой сцене. Этот образ остался в памяти зрителей, он был исполнен на высоком профессиональном уровне. Актеру очень помогли его вокальные данные, музыкальное образование и багаж знаний по восточному мугаму. Поэтому и зрители, и театроведы высоко оценили его первую серьезную роль.
Образ Сулеймана
Лезгинский театр часто обращался к творчеству Узеира Гаджибекова. Его темы, сюжеты, образы были близки зрителям. К тому же композитор был родом из Дагестана.
В 1937 году режиссер Сефербек Агабалаев поставил известную оперетту У. Гаджибекова «Аршин мал алан». Она является одной из лучших произведений знаменитого автора. Не зря театроведы назвали ее «музыкальным шедевром».
В спектакле роль Аскера исполнял Садедин Велиханов, а роль Сулеймана – Мурадхан Кухмазов. Оба они были талантливыми актерами и достигли успехов в исполнении этих ролей. Сулейман М. Кухмазова был умным, грамотным и практичным купцом. Он мудрыми советами помогает другу Аскеру добиться цели и одновременно достигает и своей цели. Зрителям и театроведам очень понравился этот образ. «Лиричный, колоритный и красочный по богатству тонов и полутонов образ Сулеймана в исполнении Кухмазова рельефно вписывался в общий рисунок спектакля. На состоявшемся в 1940 году республиканском смотре театров работа М. Кухмазова в роли Сулеймана была высоко оценена жюри конкурса. Артисту за его плодотворную творческую деятельность и серьезную работу присваивается звание «Заслуженный артист Дагестанской АССР».
Образ Сильвио
В репертуаре М. Кухмазова были не только драматические образы, но и комические. Среди ролей, исполненных им после войны, особое место занимает образ Сильвио в комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ». Режиссером был С. Агабалаев. Пьеса была поставлена в 1946 году. Это комедия, построенная на недоразумениях, совпадениях и узнаваниях. До сих пор она прочно держится в репертуарах театров всего мира.
В исполнении М. Кухмазова Сильвио показан смелым, отважным, преданным своей любви, умным и ловким молодым человеком. Ради своей возлюбленной Клариче он готов выйти на бой с кем угодно. Для исполнения этой роли от актера требовались высокий рост, ловкость, физическая сила, навыки владения шпагой и другие качества. М. Кухмазов обладал всеми этими достоинствами, поэтому у него так прекрасно получился этот образ.
Огромным успехом и признанием у зрителей пользовались и многие другие образы, великолепно сыгранные Мурадханом Кухмазовым.
Актер не имел классического театрального образования. Но он был актером от Бога. Владел прекрасными вокальными данными, актерским талантом. Кроме практических навыков старался по максимуму получить теоретические знания. Поэтому всегда занимался самообразованием. Читал лучшие произведения мировой литературы, статьи по театральному искусству.
С детства М. Кухмазова привлекали к Лезгинскому театру хорошие постановки режиссеров и великолепная игра актеров. В пору его детства в театре работали такие выдающиеся мастера сцены, как Идрис Шамхалов, Сефербек Агабалаев, Эмиркули Эмиржанов, Садедин Велиханов, Рагимат Гаджиева и другие. Игра этих мастеров сцены околдовала Мурадхана и зажгла в его сердце огонь любви к театру, горевший в его душе всю жизнь.
Для М. Кухмазова не существовало жанровых барьеров. Он прекрасно исполнял и лирико-психологические, и драматические, и трагические, и комические роли. Динамичность, чистая дикция, естественность движений, отрицание фальши были основными чертами актера М. Кухмазова. Поэтому он умел, как магнит, притягивать зрителей к себе, заставлять их переживать за судьбы положительных героев, роли которых он исполнял, вместе с ними радоваться и печалиться, смеяться и плакать. Мог раскрывать психологию своих героев, окрылять, воодушевлять зрителей.
Он был актером чувствующим, понимающим, мыслящим, одновременно заставлял и зрителей думать, мыслить, сопереживать. Стиль его творчества обогатил нашу театральную культуру. Он использовал и продолжил опыт и традиции старших поколений лезгинских актеров. За время работы в Лезгинском театре он создал более ста сценических образов, большинство из них – главных героев.
Его жизненными кредо были гордость, порядочность, честность, справедливость. Именно таким он и запомнился своим многочисленным поклонникам.