Гамзат Джамалудинов: «Без системной работы результата не будет»
Дагестанский институт развития образования является крупнейшим в СКФО государственным учреждением дополнительного профессионального образования. Ежегодно здесь повышают квалификацию и проходят переподготовку более десяти тысяч педагогов со всей республики.
Вот уже четвертый год ДИРО руководит доктор социологических наук, профессор, заслуженный работник образования Дагестана Гамзат Джамалудинов (на снимке в центре с коллегами). В интервью нашей газете он рассказал, как институт способствует развитию одаренных учеников и помогает в реализации федеральных программ, взаимодействует с другими профильными учреждениями регионов страны, а также поделился планами на будущее.
– Гамзат Магомедгазиевич, прошлый год для многих оказался непростым. Отразилось ли это на деятельности ДИРО?
– Да, 2020-й внес свои коррективы в план деятельности института, и это связано с COVID-19. Запланированные очные, очно-заочные курсы повышения квалификации пришлось в основном проводить в дистанционной форме. Помимо центра по повышению квалификации педагогов, ДИРО является региональным оператором по проведению конкурсов, олимпиад, форумов, конференций, семинаров и т.д. Пришлось внести коррективы и в проведение научно-методических мероприятий. При всем при этом институт выполнил госзадание – повысил квалификацию десяти тысяч педагогов. Приоритетное направление ДИРО – участие в реализации федеральных и региональных проектов. Под руководством нашего учредителя – Министерства образования и науки РД – институт активно участвует в этом направлении.
По сравнению с 2019 годом ДИРО активизировал работу в направлении воспитательной деятельности. Это и мониторинги отношения старшеклассников, их родителей, учителей к проблемам профилактики экстремизма и терроризма, это и психолого-педагогическое тестирование учащихся 7-9 классов по асоциальным проблемам.
– На базе подведомственного вам учреждения открылся новый центр, который, судя по всему, к самому ДИРО не относится…
– В соответствии c федеральным проектом «Учитель будущего» и под непосредственным руководством врио министра образования и науки РД Уммупазиль Омаровой на площадке ДИРО открыты два центра – Центр оценки качества образования и Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Они оснащены оборудованием и инвентарем, отвечающим требованиям времени, имеют статус юридического лица. У ДИРО и центров – один объект направлений деятельности – это работники образования. И цель у нас общая – повышение качества работы педагогов. Мы должны работать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников будет акцентировать внимание на повышении предметной компетенции учителя, а ДИРО проведёт работу по повышению методической, психолого-педагогической, коммуникативной компетенций.
Практически нереально повысить квалификацию педагога за две-три недели на курсах повышения квалификации, если отсутствуют необходимые компетенции. Подготовка педагогов, повышение квалификации, переподготовка – составляющие единой системы. А в этом направлении существуют серьезные проблемы. Без системной работы не будет результата.
– Каков уровень профессионализма вашего преподавательского состава? Повышают ли они сами свою квалификацию, если да, то с какой периодичностью?
– В ДИРО работают на штатной основе 52 преподавателя. Среди них три доктора наук, шесть профессоров, 21 доцент, 22 старших преподавателя. Это специалисты, которые знают работу образовательных организаций на профессиональном уровне. И самое главное – это высококвалифицированные методисты. Около 20% учебной нагрузки мы предоставляем лучшим педагогам нашей республики. В институте создан банк данных лучших учителей-предметников, которых мы привлекаем на условиях внешнего совместительства.
Нереально повысить квалификацию педагога за две-три недели на курсах повышения квалификации, если отсутствуют необходимые компетенции. Подготовка педагогов, повышение квалификации, переподготовка – составляющие единой системы
Работники ДИРО повышают свою квалификацию в центральных вузах, например, в МГУ, РУДН, РГПУ имени Герцена и других.
– В республике много именитых и опытных учителей. Способствуют ли ваши программы повышению квалификации таких педагогов?
– Программы курсов повышения квалификации периодически обновляются. А когда речь идет о методике использования образовательных и инновационных технологий в учебном процессе, мы приглашаем на наши курсы преподавателей, руководителей и сотрудников методических служб федеральных издательств, которые нередко являются авторами учебников и разработчиками программ. На такие курсы ПК привлекаются опытные и востребованные учителя.
– Как институт способствует выдвижению одаренных детей на российский уровень?
– В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Дагестан и в целях выявления одаренных учащихся в ДИРО налажена системная работа, в которой принимают участие ведущие преподаватели и специалисты не только нашего института, но и всех вузов республики. На протяжении многих лет институт является базовым учреждением для проведения научных конференций и конкурсов учащейся молодежи, таких как «Шаг в будущее», «Живая классика», «Без срока давности» и других. Например, в 2020 году в конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» приняли участие 174 учащихся. Для участия на всероссийском этапе было отобрано 17 победителей регионального этапа, представляющих разные муниципальные образования нашей республики. Для участия во всероссийском этапе конкурса «Без срока давности» направлены в Москву двое учащихся. По итогам республиканского этапа Всероссийского конкурса «Живая классика» определены три победителя, которые примут участие во всероссийском этапе.
– Расскажите о взаимодействии ДИРО с институтами повышения квалификации из других регионов России.
– Наш институт является членом Национальной Ассоциации организаций дополнительного профессионального педагогического образования. В 2019 году на базе ДИРО состоялось выездное заседание данной Ассоциации, к нам приехали 33 руководителя институтов развития образования субъектов РФ. Мы обсуждали национальный проект «Образование» и роль организаций ДППО в его реализации, развитие цифровых образовательных платформ, организацию процессов системы менеджмента качества. В мероприятиях принимали участие не только представители регионов РФ, но и педагоги, директора, руководители исполнительной власти. Секционная работа предполагала знакомство с образовательными организациями Буйнакского и Гунибского районов, городов Махачкалы и Дербента, где прошли круглые столы, выступления, обсуждения кейсов… Был представлен опыт Калининградской, Сахалинской, Белгородской, Пензенской, Иркутской, Липецкой областей, Красноярского и Забайкальского краев, Чукотского автономного округа, Республики Крым, городов Санкт-Петербурга и Челябинска. Гости ознакомились с практикой работы ДИРО, поделились своим опытом повышения квалификации, обсуждали с кафедрами содержание программ курсов повышения квалификации. Состоялся полезный обмен опытом работы профильных институтов
субъектов РФ.
За последние годы укрепились связи ДИРО с издательствами «Просвещение», «Легион», «Российский учебник», институтами развития образования субъектов РФ. В рамках договоров о сотрудничестве были проведены курсы повышения квалификации по сетевым программам совместно с Тамбовской, Ростовской областями, с Чечней, Адыгеей, Кабардино-Балкарией и Краснодарским краем.