Гасан Алкадарский и его главный труд
_ В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Гасана Алкадарского (на снимке).– видного дореволюционного дагестанского ученого-историка, философа, поэта, богослова и просветителя, оставившего после себя много трудов, среди которых наиболее известным является, вероятно, единственный изданный при жизни автора труд под названием «Асари Дагестан».
Работу над главным своим трудом Гасан Алкадарский завершил в 1890 году, но издан он был лишь в 1903 году после получения разрешения царской цензуры. Этот исторический труд изначально был написан на тюркском языке. В 1929 году этот труд издан на русском языке в переводе его сына Али Гасанова.
«Асари Дагестан» – крупномасштабная исследовательская работа, охватывающая полуторатысячелетнюю историю Дагестана (от середины VII века до конца XIX века). Автор в своей работе использовал многие доступные ему письменные материалы на арабском, персидском, тюркском и русском языках, а также многочисленные историко-этнографические и языковые данные.
До этой книги в Дагестане были известны исторические хроники, написанные в арабо-мусульманской традиции с художественными отступлениями от изложения канвы исторических событий и восхвалениями Аллаха и пророка, а также правителей. Нередко они писались в стихотворной форме. В таких хрониках история Дагестана описывалась как цепочка свершений тех или иных правителей.
В «Асари Дагестан» тоже встречаются биографии правителей, богословов, опубликованы письма в стихах, оды, элегии, есть отступления, рассказывающие об авторе и его семье. Но в этой книге впервые история горного края была представлена в общедагестанском масштабе, как часть истории Кавказа в целом, во взаимодействии с историей России, стран Ближнего Востока, поставлен вопрос о многовековом культурном наследии дагестанских народов. С этой точки зрения, с определёнными оговорками, «Асари Дагестан» можно считать первым научным изданием, написанным дагестанцем.
Гасан Алкадарский получил традиционное для того времени образование в медресе своего отца Абдуллаха в селе Алкадар и в медресе своего дяди Исмаила в селе Вини (Верхний) Яраг. Затем он специально поехал к знаменитому Мирзе-Али из Ахтов, чтобы завершить своё образование, обучившись у него по индивидуальной программе естественным наукам, называемым тогда среди просвещённых людей в наших горах «европейскими науками». Все трое его учителей были учениками идейного вдохновителя Кавказской войны Магомеда Ярагского – деда Алкадарского по материнской линии.
Когда он учился у Мирзы-Али, в силу преклонного возраста и плохого зрения учителя молодой Гасан часто под его диктовку писал письма знакомым старца. Один адресат такого письма – правитель Кюры Юсуф-хан был очарован почерком, каким было написано письмо в его адрес, и в ответном письме попросил Мирзу-Али прислать к нему обладателя почерка. Согласно этой просьбе в декабре 1856 года 22-летний Гасан предстал перед кюринским правителем в его резиденции, находившейся в селении Вини (Верхний) Яраг, и тут же был назначен секретарём его канцелярии и учителем его детей.
Через шесть лет службы в резиденции хана стало ясно, что ханское правление в Кюре обречено. Тогда секретарь канцелярии хана отпросился у него на учёбу за границей для усвоения «европейских наук». Но этой его мечте не суждено было сбыться. Вот как он позже объяснял, почему не уехал за рубеж для продолжения учёбы: «Я мечтал учиться в Константинополе, чтобы усвоить современные европейские науки и расширить свой научный кругозор. Но смерть отца и связанные с этим материальные трудности семьи вынудили меня устроиться на работу».
После закрытия ханской канцелярии он устроился делопроизводителем только что учреждённого суда Кюринского округа, вначале с центром в Верхнем Яраге, а затем в Касумкенте. Потом он стал наибом Южно-Табасаранского наибства Кюринского округа, но в возрасте 43 лет его чиновничья карьера прервалась так же неожиданно, как когда-то началась: наиб Гасан «за сочувствие» участникам восстания 1877 года и «за недонесение» царским властям о готовящемся выступлении был отстранён от должности и после некоторого разбирательства сослан в Тамбовскую губернию. И только в июне 1883 года по амнистии, связанной с коронацией Александра III, он вернулся в родной Алкадар.
С того времени практически постоянно он жил в родном селении. Родившийся 15 октября 1834 года в аварском селении Балахани (тогда его родители сопровождали укрывавшегося там от преследования царских властей Магомеда Ярагского) Гасан-эфенди нашёл своё последнее пристанище на кладбище лезгинского селения Алкадар 12 сентября 1910 года.
Алкадарский жил в эпоху, когда в Дагестане господствовало ставшее к тому времени уже традиционным негативное отношение религии к науке. Как известно, несколько веков после своего возникновения исламская доктрина не содержала такого отношения к науке, на первых порах оно было восхищённо-позитивным, и это было связано прежде всего с потребностями производства и военного дела, которым в то время арабы придавали большое значение. В тот период ислама интеллектуальная атмосфера в мусульманской среде была иной, чем в новое время и даже чем в наши дни.
Но где-то к XII веку в исламской традиции начало вырабатываться отрицательное отношение к науке. Впервые на это указал аль-Газали, сказав, что причиной его «являются некоторые невежественные друзья ислама, решившие, что религии можно помочь путем отрицания всякой науки, исходящей от математиков», и что «большое преступление перед религией совершают люди, решившие, что исламу можно помочь отрицанием математических наук». Это негативное отношение к точным наукам достаточно быстро (по историческим меркам), к сожалению, стало преобладающим в исламском мире.
Будучи большим почитателем аль-Газали, Алкадарский считал, что естественные науки потому ценны, что они «глубже раскрывают и подтверждают философские положения». Он считал вредным то, что «многим приверженцы ислама запрещают читать книги и заниматься теми науками, которые не посвящены религии и богу». До Алкадарского дагестанские учёные всерьёз не интересовались «науками, которые не посвящены религии и богу».
Бесспорно и то, что Алкадарский был верующим человеком, но именно с него начался в Дагестане период истории культуры, основным содержанием которого было становление новой, земной, светской по своей сути картины мира. Пропагандируя эту новую культуру, в статье «О светских науках и человеческом разуме», опубликованной в газете «Экинчи», выходившей в Баку, мыслитель подчёркивает, что «мусульмане должны устраивать свою жизнь в соответствии с запросами эпохи, которая требует изучать светские науки, приобщаться к передовой культуре, цивилизации».
Он ещё со времён службы царю был в постоянной переписке практически со всеми просвещёнными людьми Дагестана и Ширвана. Вернувшись из ссылки, он возобновил эту переписку и работу медресе, основанного его отцом, а затем в Алкадаре основал первую частную светскую школу в Дагестане. Ещё до ссылки он предложил касумкентцам, «чтобы каждый в силу своих возможностей вносил определённую сумму, и на эти средства в Касумкенте открыть школу, чтобы там дети обучались русскому языку, русской письменности и изучали другие промыслы». Когда он узнал, что крестьяне Южного Дагестана из-за своей бедности не сумели внести деньги на строительство школы, Гасан-эфенди обратился к бакинскому нефтепромышленнику Зайналабдину Тагиеву с просьбой помочь построить школу. Из-за событий 1877 года он не успел довести до конца начатое…
Он был первым, кто в книге «Асари Дагестан» заговорил о многовековом культурном наследии дагестанских народов. Алкадарский сокрушался по поводу состояния, в котором было это наследие. «…Из многочисленных старинных книг, – пишет он в «Асари Дагестан», – нет заметных остатков, и в течение тысячи лет после Хиджры нигде не было здесь собранной библиотеки… Большинство книг, имеющихся в школах и мечетях, собрано в XVIII веке».
Благодаря книге «Асари Дагестан» её автора считают основоположником дагестанской исторической науки. Но он потомкам оставил не только этот капитальный труд. Другие его труды, художественные произведения, выступления в печати, переписка и его светская школа подготовили почву для расцвета науки и этнических культур дагестанских народов, имевших место в советский период истории. С указанной точки зрения роль Алкадарского для культуры маленького Дагестана можно сравнить с ролью для культуры Европы великих деятелей эпохи Возрождения, выросших из религиозной среды, как и Алкадарский, но положивших начало новой эпохе в истории европейской культуры.
В статье использованы выдержки и сведения из труда аль-Газали «Книга, избавляющая от заблуждений» (Из истории и философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. (с приложением избранных философских произведений Фараби, Газали и Маймонида). М.: АН СССР, 1960. С. 211-266.), книг Гасана Алкадарского «Асари Дагестан» (Г. Алкадарский. Асари Дагестан. Темир-Хан-Шура. 1903. (на тюрк.)), «Джираб ал-Мамнун» (Г. Алкадарский. Джираб ал-Мамнун. Темир-Хан-Шура. 1912. (на арабск.)) и «Диван ал-Мамнун» (Г. Алкадарский. Диван ал-Мамнун. Темир-Хан-Шура. 1913. (на арабск.)), а также из его статей, опубликованных в газете «Экинчи», выходившей в Баку в середине 1870-х годов.