X
09:00 11.10.2024

Гасан Алкадарский и его главный труд

Низами Абдулгамидов, МФТИ, г.Долгопрудный
Выпуск - 2024 № 151
624

_ В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Гасана Алкадарского (на снимке).– видного дореволюционного дагестанского ученого-историка, философа, поэта, богослова и просветителя, оставившего после себя много трудов, среди которых наиболее известным является, вероятно, единственный изданный при жизни автора труд под названием «Асари Дагестан».

Работу над главным своим трудом Гасан Алкадарский завершил в 1890 году, но издан он был лишь в 1903 году после получения разрешения царской цензуры. Этот исторический труд изначально был написан на тюркском языке. В 1929 году этот труд издан на русском языке в переводе его сына Али Гасанова.

«Асари Дагестан» – крупномасштабная исследовательская работа, охватывающая полуторатысячелетнюю историю Дагестана (от середины VII века до конца XIX века). Автор в своей работе использовал многие доступные ему письменные материалы на арабском, персидском, тюркском и русском языках, а также многочисленные историко-этнографические и языковые данные.

До этой книги в Дагестане были известны исторические хроники, написанные в арабо-мусульманской традиции с художественными отступлениями от изложения канвы исторических событий и восхвалениями Аллаха и пророка, а также правителей. Нередко они писались в стихотворной форме. В таких хрониках история Дагестана описывалась как цепочка свершений тех или иных правителей.

В «Асари Дагестан» тоже встречаются биографии правителей, богословов, опубликованы письма в стихах, оды, элегии, есть отступления, рассказывающие об авторе и его семье. Но в этой книге впервые история горного края была представлена в общедагестанском масштабе, как часть истории Кавказа в целом, во взаимодействии с историей России, стран Ближнего Востока, поставлен вопрос о многовековом культурном наследии дагестанских народов. С этой точки зрения, с определёнными оговорками, «Асари Дагестан» можно считать первым научным изданием, написанным дагестанцем.

Гасан Алкадарский получил традиционное для того времени образование в медресе своего отца Абдуллаха в селе Алкадар и в медресе своего дяди Исмаила в селе Вини (Верхний) Яраг. Затем он специально поехал к знаменитому Мирзе-Али из Ахтов, чтобы завершить своё образование, обучившись у него по индивидуальной программе естественным наукам, называемым тогда среди просвещённых людей в наших горах «европейскими науками». Все трое его учителей были учениками идейного вдохновителя Кавказской войны Магомеда Ярагского – деда Алкадарского по материнской линии.

Когда он учился у Мирзы-Али, в силу преклонного возраста и плохого зрения учителя молодой Гасан часто под его диктовку писал письма знакомым старца. Один адресат такого письма – правитель Кюры Юсуф-хан был очарован почерком, каким было написано письмо в его адрес, и в ответном письме попросил Мирзу-Али прислать к нему обладателя почерка. Согласно этой просьбе в декабре 1856 года 22-летний Гасан предстал перед кюринским правителем в его резиденции, находившейся в селении Вини (Верхний) Яраг, и тут же был назначен секретарём его канцелярии и учителем его детей.

Через шесть лет службы в резиденции хана стало ясно, что ханское правление в Кюре обречено. Тогда секретарь канцелярии хана отпросился у него на учёбу за границей для усвоения «европейских наук». Но этой его мечте не суждено было сбыться. Вот как он позже объяснял, почему не уехал за рубеж для продолжения учёбы: «Я мечтал учиться в Константинополе, чтобы усвоить современные европейские науки и расширить свой научный кругозор. Но смерть отца и связанные с этим материальные трудности семьи вынудили меня устроиться на работу».

После закрытия ханской канцелярии он устроился делопроизводителем только что учреждённого суда Кюринского округа, вначале с центром в Верхнем Яраге, а затем в Касумкенте. Потом он стал наибом Южно-Табасаранского наибства Кюринского округа, но в возрасте 43 лет его чиновничья карьера прервалась так же неожиданно, как когда-то началась: наиб Гасан «за сочувствие» участникам восстания 1877 года и «за недонесение» царским властям о готовящемся выступлении был отстранён от должности и после некоторого разбирательства сослан в Тамбовскую губернию. И только в июне 1883 года по амнистии, связанной с коронацией Александра III, он вернулся в родной Алкадар.

С того времени практически постоянно он жил в родном селении. Родившийся 15 октября 1834 года в аварском селении Балахани (тогда его родители сопровождали укрывавшегося там от преследования царских властей Магомеда Ярагского) Гасан-эфенди нашёл своё последнее пристанище на кладбище лезгинского селения Алкадар 12 сентября 1910 года.

Алкадарский жил в эпоху, когда в Дагестане господствовало ставшее к тому времени уже традиционным негативное отношение религии к науке. Как известно, несколько веков после своего возникновения исламская доктрина не содержала такого отношения к науке, на первых порах оно было восхищённо-позитивным, и это было связано прежде всего с потребностями производства и военного дела, которым в то время арабы придавали большое значение. В тот период ислама интеллектуальная атмосфера в мусульманской среде была иной, чем в новое время и даже чем в наши дни.

Но где-то к XII веку в исламской традиции начало вырабатываться отрицательное отношение к науке. Впервые на это указал аль-Газали, сказав, что причиной его «являются некоторые невежественные друзья ислама, решившие, что религии можно помочь путем отрицания всякой науки, исходящей от математиков», и что «большое преступление перед религией совершают люди, решившие, что исламу можно помочь отрицанием математических наук». Это негативное отношение к точным наукам достаточно быстро (по историческим меркам), к сожалению, стало преобладающим в исламском мире.

Будучи большим почитателем аль-Газали, Алкадарский считал, что естественные науки потому ценны, что они «глубже раскрывают и подтверждают философские положения». Он считал вредным то, что «многим приверженцы ислама запрещают читать книги и заниматься теми науками, которые не посвящены религии и богу». До Алкадарского дагестанские учёные всерьёз не интересовались «науками, которые не посвящены религии и богу».

Бесспорно и то, что Алкадарский был верующим человеком, но именно с него начался в Дагестане период истории культуры, основным содержанием которого было становление новой, земной, светской по своей сути картины мира. Пропагандируя эту новую культуру, в статье «О светских науках и человеческом разуме», опубликованной в газете «Экинчи», выходившей в Баку, мыслитель подчёркивает, что «мусульмане должны устраивать свою жизнь в соответствии с запросами эпохи, которая требует изучать светские науки, приобщаться к передовой культуре, цивилизации».

Он ещё со времён службы царю был в постоянной переписке практически со всеми просвещёнными людьми Дагестана и Ширвана. Вернувшись из ссылки, он возобновил эту переписку и работу медресе, основанного его отцом, а затем в Алкадаре основал первую частную светскую школу в Дагестане. Ещё до ссылки он предложил касумкентцам, «чтобы каждый в силу своих возможностей вносил определённую сумму, и на эти средства в Касумкенте открыть школу, чтобы там дети обучались русскому языку, русской письменности и изучали другие промыслы». Когда он узнал, что крестьяне Южного Дагестана из-за своей бедности не сумели внести деньги на строительство школы, Гасан-эфенди обратился к бакинскому нефтепромышленнику Зайналабдину Тагиеву с просьбой помочь построить школу. Из-за событий 1877 года он не успел довести до конца начатое…

Он был первым, кто в книге «Асари Дагестан» заговорил о многовековом культурном наследии дагестанских народов. Алкадарский сокрушался по поводу состояния, в котором было это наследие. «…Из многочисленных старинных книг, – пишет он в «Асари Дагестан», – нет заметных остатков, и в течение тысячи лет после Хиджры нигде не было здесь собранной библиотеки… Большинство книг, имеющихся в школах и мечетях, собрано в XVIII веке».

Благодаря книге «Асари Дагестан» её автора считают основоположником дагестанской исторической науки. Но он потомкам оставил не только этот капитальный труд. Другие его труды, художественные произведения, выступления в печати, переписка и его светская школа подготовили почву для расцвета науки и этнических культур дагестанских народов, имевших место в советский период истории. С указанной точки зрения роль Алкадарского для культуры маленького Дагестана можно сравнить с ролью для культуры Европы великих деятелей эпохи Возрождения, выросших из религиозной среды, как и Алкадарский, но положивших начало новой эпохе в истории европейской культуры.

В статье использованы выдержки и сведения из труда аль-Газали «Книга, избавляющая от заблуждений» (Из истории и философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. (с приложением избранных философских произведений Фараби, Газали и Маймонида). М.: АН СССР, 1960. С. 211-266.), книг Гасана Алкадарского «Асари Дагестан» (Г. Алкадарский. Асари Дагестан. Темир-Хан-Шура. 1903. (на тюрк.)), «Джираб ал-Мамнун» (Г. Алкадарский. Джираб ал-Мамнун. Темир-Хан-Шура. 1912. (на арабск.)) и «Диван ал-Мамнун» (Г. Алкадарский. Диван ал-Мамнун. Темир-Хан-Шура. 1913. (на арабск.)), а также из его статей, опубликованных в газете «Экинчи», выходившей в Баку в середине 1870-х годов.

Статьи из «Личность»

Было на кого равняться

11
Профессия журналиста хороша тем, что дарит встречи с интересными, неординарными людьми, у...

Мурад Аджиев. Свободный человек

156
Дагестан вспоминает замечательного учёного, известного...

Двойник Сталина

24
Впервые на роль Сталина его пригласили во время съемок фильма «Вихри враждебные» в 1953 году....

Миссия, дарованная Богом

120
Российская история – это история великих свершений и побед – в спорте, экономике, боевых...

Любовь отца немногословна

49
Старый семейный альбом привлек внимание детей. Пролистывая одну страницу за другой, они с...

Посвятившая жизнь детям

162
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Легендарный генерал Араблинский

53
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Школа жизни Аскерханова

195
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...

Сердце Евразии

361
Десятилетия мы представляли мир динамичным, а сегодня убеждаемся – он синергетичен:...

Просто светлый человек

86
Взяться за перо и написать эти строки меня побудило вовсе не желание угодить главному...

Патриот родного края

41
Рассказывать о Гитиномагомеде Гаджиясулове с одной стороны трудно, а с другой – легко....

Профессор приборостроения

42
В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Федора Васильевича Дробышева – доктора...