X
04:38 27.12.2012

Газета «Джаридат Дагистан» — образец арабоязычной публицистики Дагестана и Северного Кавказа начала XX века

При финансовой поддержке гранта Президента Республики Дагестан в области общественной деятельности за 2012 год по проекту «Основные вопросы идеологического противостояния представителей традиционного ислама и салафитов в Дагестане на современном этапе и пути их решения» издана книга А.Р. Наврузова «Джаридат Дагистан» - арабоязычная газета дагестанских джадидов».

Уже в течение ряда лет  президентские гранты в области общественной деятельности предоставляют ученым, работникам в области просвещения, преподавателям вузов, общественным деятелям, которые дают возможность реализовать результаты исследовательской работы. Финансовая поддержка наиболее ярких и значимых проектов, особенно работ  молодых  творческих сил со стороны Президента Республики, становится доброй традицией.

Дагестанская историография располагает уже рядом ценных исследований, посвящённых арабскому языку, рукописным коллекциям, процессу становления  здесь арабоязычной литературной традиции. На этом фоне полное отсутствие до настоящего времени исследований по арабоязычной прессе становится особенно ощутимым. Прежде всего, речь идет  о роли издававшейся в Дагестане в 1913-1918 гг. газеты «Джаридат Дагистан» («Газета Дагестан») в общественно-политической и культурной жизни.

Книга А.Наврузова посвящена именно этой газете как историко-культурному памятнику, ее роли в ходе всестороннего объективного освещения внутри- и внешнеполитической жизни региона, в истории мусульманского просветительства и истории культуры Северного Кавказа.

Данное исследование является монографическим вариантом  диссертации «Газета «Джаридат Дагистан» (1913-1918) как историко-культурный памятник», где автор на основе полного перевода опубликованных в первой арабоязычной газете статей впервые характеризует идейную направленность, структуру, содержание и тематический облик «Джаридат Дагистан» как уникального историко-культурного памятника и ценнейшего источника по истории мусульманского просветительства начала  XX века в Дагестане и на Северном Кавказе.

Автор книги проделал огромную источниковедческую работу, изучил все экземпляры газеты, дал качественную и количественную характеристику статьям, систематизировал и перевел их на русский язык и впервые создал, таким образом, материальную базу для всесторонней и объективной оценки одного из самых уникальных памятников культуры. Работа А.Наврузова положила конец нигилистическим характеристикам «Джаридат Дагистан», существовавшим еще недавно в научной и научно-популярной литературе и представила эту газету как выдающийся фактор, сыгравший огромную роль в просвещении мусульманского населения края. В распоряжение исследователей представлен огромный, фактически неисследованный материал, который  может быть использован при изучении истории и культуры народов Дагестана первой четверти XX века. Нельзя не согласиться с автором книги, когда он пишет, что созданная по инициативе царской администрации газета «Джаридат Дагистан» не стала перепечаткой «Дагестанских областных ведомостей», а смогла стать вполне независимой, имеющей вполне самостоятельное направление деятельности газетой. Она не стала, вопреки мнению некоторых исследователей, органом помещичье-клерикального блока, не проповедовала реакционные пантюркистские идеи. Она старалась объективно информировать читателей об изменениях в жизни. Она стремилась к пробуждению трудовых масс Дагестана, к активной общественно-политической жизни. Газета активно содействовала культурному развитию дагестанского общества, знакомила читателей с историей, культурой, экономикой, этнической ситуацией многих стран мира. Такую обширную информацию о сущности общественной, интеллектуальной, экономической, научной жизни общества многих стран мира не представляла ни одна печать Северного Кавказа. Вокруг газеты сплотились многие прогрессивные деятели дагестанской арабоязычной интеллигенции, в их числе: Абусуфьян Акаев, Гамзат Цадаса, Муртада из Кудали, Ахмед Курди Закуев, Саид Габиев, Сейфулла Башларов и многие другие. Её прогрессивные, просветительские идеи пользовались огромной популярностью в Дагестане, вообще на Северном Кавказе, Черкесии, Чечне, Ставрополе, на Кубани, в Азербайджане.

В книге глубоко раскрыт ряд актуальных вопросов: исторические предпосылки создания газеты; роль Бадави Саидова (1877-1927) и Мухаммадмирзы Мавраева (1878-1964) в создании и функционировании газеты; структура газеты и её основные разделы; тематическая характеристика статей. Особое значение имеет раздел о богословских и правовых проблемах ислама на страницах газеты. Убедительно показана роль известного дагестанского ученого Али Каяева (1878-1943) в становлении облика «Джаридат Дагистан» как крупного историко-культурного памятника. Газета своими успехами действительно обязана, прежде всего, неутомимой творческой и организаторской деятельности указанных трех представителей дагестанской интеллигенции: Мухаммадмирзы Мавраева, создателя, издателя и директора «Исламской типографии» в Темир-Хан — Шуре; Бадави Саидова, начальника канцелярии военного губернатора Дагестанской области; Али Каяева, глубокого и разносторонне развитого ученого, создателя, руководителя и преподавателя медресе, устада многих дагестанских ученых и деятелей просвещения, фактического редактора новой газеты.

С января 1913 года газета издавалась на средства царской администрации, с января 1914 года в течение четырех лет издание газеты финансировал Бадави Саидов, а с января 1918 года издание осуществлялось при финансовой поддержке Мухаммадмирзы Мавраева.

Сама газета выглядит, по описанию А. Наврузова, таким образом: «Газета на арабском языке «Джаридат Дагистан» четырехполосная, размером 42х29см. … Газета является еженедельной и издается по понедельникам…». Дается информация следующего характера: «Редакция газеты находится в канцелярии губернатора  в г. Темир-Хан-Шуре  Дагестанской области. Двери редакции открыты для каждого желающего переписываться с ней. Редакция принимает заявки на подписку и объявления каждый день с 10 часов утра до 2 часов дня, кроме праздников …. Это адрес редакции: город Темир-Хан-Шура, Дагестанская область. М.-М. Мавраеву. Редакция газеты «Джаридат Дагистан». Паровая типо-литография М.М. Мавраева, г. Темир-Хан-Шура».

Структура газеты хорошо продумана, охватывает важнейшие стороны частной и официальной жизни. Имеются  разделы: официальный, неофициальный, литературы, писем, объявления, научный раздел.

Тематическая характеристика статей, выполненная А. Наврузовым (глава II) на основе материалов газеты «Джаридат Дагистан», характеризует универсальный уровень вопросов,  охваченных газетой и отражающий общественные, научные, экономические, политические, интеллектуальные, частные интересы дагестанского мусульманского общества. Я даю лишь  перечень соответствующих проблем: образование и просвещение, адаты, астрономия, география, медицина и здравоохранение, климат и развитие сельского хозяйства в Дагестане, общая история  и история ислама.

Этим тематическая (сюжетная) характеристика богатого содержания  газеты не  завершается. А.  Наврузов выделил в отдельную группу богословские и правовые проблемы ислама в газете и выделил среди них  ряд актуальных и широко обсуждавшихся  в обществе в  отдельные разделы: уплата закята с бумажных денег, о пятничной молитве и повторении полуденной молитвы после нее, о хутбе не на арабском языке, о вакфах и их использовании, о посте, суфизме, о Хидре, ал-иджтихаде и традиции, о мавлиде. Эти вопросы, актуальные сто лет тому назад, не менее значимы и актуальны в настоящее время. Вопросы, поднятые и трактовавшиеся сто лет тому назад, стали не только  предметом историографии, их интерпретация, данная в газете, и их характеристика, данная в газете А. Наврузовым, вполне востребованы на современном этапе развития традиционного ислама, этой важной интегрирующей силы дагестанского общества.

Автор книги дал правильную оценку сущности статей, опубликованных в газете: «Статьи мусульманских реформаторов и просветителей Дагестана и Северного Кавказа – джадидов и их сторонников, опубликованные в газете, сыграли чрезвычайно важную роль в перестройке религиозного сознания общества в этот сложный период, перенося на почву Дагестана и Северного Кавказа идеи западноевропейских мыслителей, подготавливая умы к усвоению идей о  прогрессе, социальной справедливости, национальной независимости, свободе, прогрессивном развитии …».  

На фоне развития науки и образования в Дагестане  в начале двадцатого века автор особо выделяет фигуру Али Каяева, крупнейшего ученого, историка и лексикографа, яркого представителя духовной элиты Дагестана, педагога-просветителя, сторонника реформирования образования в новых общественно-политических условиях.

В качестве приложения А. Наврузов поместил свою статью «Али Каяев — последний энциклопедист Дагестана».

Блестящая страница в творчестве Али Каяева — работа в качестве редактора  учрежденной в Темир-Хан-Шуре  газеты «Джаридат Дагистан», где во всю мощь развернулся его талант ученого, организатора, редактора. В течение почти шести лет Али Каяев был фактически главным редактором издания. Он опубликовал за это время в общедагестанской газете более 200 статей по самым различным отраслям науки. Более того, он автор большого числа научных исследований, большинство из которых ждут своего исследователя и интерпретатора. В исследовании А. Наврузова приводится список неопубликованных работ ученого – 32 названия.  Среди них: «Биографии дагестанских ученых». 2-я часть, 125 листов; «История восстания 1877 г. в Дагестане и Чечне», 239 листов; «Материалы по истории Ирана, Турции и Дагестана», 242 стр.; «Материалы по истории, литературе и языку», 378 стр.; «Исторические песни на лакском языке», 143 листа; учебник по физической географии и астрономии и т.д. Массовый материал  по устно-поэтическому творчеству лакцев (лакские сказки, сказки Мулла Насреддина, лакские исторические песни, песни о набегах, лакские загадки, отрывки из исторических, лирических и любовных песен на лакском языке, лакские пословицы и поверья, пожелания и проклятия – огромный пласт, практически неисчерпаемый источник по истории, культуре, традициям, поэтическому творчеству народа, воссоздающий духовную культуру дагестанцев. Если к этому добавить даже остатки сохранившихся после 30-х годов книг, материалов и документов в семейном архиве потомков ученого, то можно представить себе, какую поистине титаническую подвижническую работу проделал Али Каяев — человек, при всех обстоятельствах, благоприятных и неблагоприятных (учеба, преподавательская деятельность в медресе, председатель шариатского суда селения Кумух, работа в общедагестанской газете, в республиканском краеведческом музее, в научно-исследовательском институте, одиночная камера, ссылка), живший интересами науки.

Даже тяжелейшие условия ссылки не остановили его научной деятельности. В своем письме из ссылки Председателю Совнаркома Дагестана Д. Коркмасову он пишет:  «Уважаемый Джэлалэддин! В настоящее время нахожусь в городе Воронеже, работаю сторожем. Узнав Ваш адрес, решил написать письмо, не забыв оказываемую Вами мне помощь и то, что Вы давали возможность работать по истории Дагестана. Несмотря на неподходящие условия, я продолжаю работать и уже написал большую часть «истории» и, можно сказать, окончил, что было возможным». Судьба Али Каяева оказалась трагической, как и многих других лучших представителей интеллектуальной элиты народа — свой жизненный путь последний энциклопедист Дагестана завершил в 1943 г. в ссылке в городе Георгиевске  Семипалатинской области Казахстана, где и похоронен.

Автор  рецензируемой книги Амир Рамазанович Наврузов – талантливый исследователь, постоянный и активный участник дагестанских археографических экспедиций Института истории, археологии и этнографии  Дагестанского научного центра  Российской академии наук, руководитель археографической практики студентов факультета востоковедения ДГУ, где он преподает (по совместительству) арабский язык.

А. Р. Наврузов с отличием окончил восточный факультет Ташкентского государственного университета, в течение трех лет работал в качестве переводчика арабского языка в Аденском университете в Народно-демократической республике Йемен (ныне Республика Йемен), кандидат исторических наук. В настоящее время – ученый секретарь Института ИАЭ ДНЦ РАН. Основные направления его научно-исследовательской работы: история культуры, суфизм, арабоязычное культурное наследие народов Северного Кавказа. Он – прекрасный знаток арабской  рукописной книги в Дагестане, имеет большой опыт комментирования переводов старых текстов. Ему принадлежат перевод и публикация ценного суфийского трактата Абдурахмана Согратлинского «Ал-Машраб ан-накшбандийа» (Накшбандийское направление). В 2012 году вышла в свет его большая монография «Джаридат Дагистан» — арабоязычная газета кавказских джадидов». Книга издана  в Москве Издательским домом «Марджани» в серии «Ислам в России и Евразии». Ученый полностью перевел все статьи, опубликованные в «Джаридат Дагистан», на русский язык и готовит их научную публикацию.

 

Статьи из «Общество»

Живые уроки патриотизма

5
Уже более семи лет при Центральной библиотеке им. Ф. Алиевой (Каспийск) работает клуб...

Натуральное безумие

7
Пару лет назад стал свидетелем диалога пятилетнего внука с телевизионным пультом:

Мода на риск

6
В конце июня на побережье в районе с. Новочуртах произошла трагедия: мальчик утонул вместе с...

Пожары, дроны, шашлык и налоги

1
В летнюю пору отпусков существует огромный риск возникновения пожаров на фоне повышенных температур. В сезон пикников, пляжного...

Памяти друга

12
Об ушедшем из жизни хорошо знакомом человеке всегда найдётся что сказать доброго. За период...

У WhatsApp дела плохи

34
Самый популярный в России мессенджер может уйти из страны. Напомним, ранее первый...

Качественные компании по банкротству физических лиц

9
Когда долги становятся непосильными...

Надзор за стихией

18
Важнейшим фактором обеспечения пожарной безопасности всегда была и остается профилактика...

Многовековая служба огнеборцев

8
В современных условиях Госпожнадзор остается важнейшим...

История одного села: Уллубий-аул

377
Казалось бы, что интересного можно найти в этом маленьком...

Герой Северного Кавказа

28
Выдающийся революционер и военный деятель Михаил Фрунзе так сказал о командарме Михаиле...

4 часа назад