X
07:54 15.08.2025

География – это судьба

Мост между прошлым и будущим, объединяющий исследователей, с сохранением этнического и природного наследия… Да, география гораздо больше, чем просто наука, это комплексное понимание мира, в котором мы живём, неотъемлемая часть нашего культурного кода.

А вы знаете, что одним из самых влиятельных географов Дагестана является Шапи Гасанов?

Он стал не просто исследователем, педагогом, он стал символом академической географии в республике. Его жизнь была посвящена изучению природы, процессов, происходящих на нашей планете, в частности в уникальных условиях Дагестана и других регионов России.

Родился Шапи Шапиевич в Сергокале. Русские учителя, работавшие в то время в местном педагогическом колледже, куда он поступил, окончив восьмилетку, порекомендовали продолжить обучение в Москве. Прислушался. На географическом факультете МГПИ им. Ленина первые полгода учился вместе с иностранными студентами (недостаточно владел русским языком). Большое влияние на него оказал роман «Война и мир» Л. Толстого – «великий и могучий» он учил, переписывая этот мировой бестселлер. Уже со второго семестра московские преподаватели с трудом узнавали в горском парне первокурсника, который с трудом изъяснялся при поступлении в вуз.

– После учебы отец по распределению попал в г. Анадырь и как ученый сформировался именно на Крайнем Севере, – говорит его дочь Лейла Ахмедова, заместитель председателя по молодёжной политике дагестанского отделения Российского географического общества, заведующая кафедрой рекреационной географии и устойчивого развития Института экологии и устойчивого развития ДГУ.

Шапи Гасанов был первым в Дагестане доктором географических наук и профессором кафедры геоэкологии и экологических проблем энергетики. Появление учёного такого масштаба вдохнуло новую жизнь в научную и образовательную сферы. В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию по мерзлотоведению в Москве, что стало отправной точкой в его многолетней успешной карьере. После этого возглавлял лабораторию мерзлотоведения в Тихоокеанском институте географии, выполнял функции директора и заведующего лабораторией геофизики ландшафтов.

Шапи Гасанов был первым в Дагестане доктором географических наук. Появление учёного такого масштаба вдохнуло новую жизнь в научную и образовательную сферы

В 1980 г. успешно защитил докторскую диссертацию по геологии моря и геоморфологии в МГУ имени М.В. Ломоносова, а спустя три года получил звание профессора. Эти достижения способствовали признанию географической науки Дагестана как важной части российского научного сообщества. В последующем работал деканом англо-географического факультета, зав. кафедрой в ДГПУ и преподавателем в ДГУ, осуществляя активную научно-просветительскую и педагогическую деятельность.

Значительная часть научной работы Гасанова была посвящена исследованию северных и дальневосточных территорий России, изучению мерзлоты и ландшафтов Крайнего Севера. Фундаментальные исследования нашли широкое практическое применение. Под его руководством были разработаны рекомендации по инженерно-геологическим изысканиям на Байкало-Амурской магистрали, значительно повысившие качество и безопасность строительства ключевой транспортной артерии страны. Также его работы способствовали успешной эксплуатации горнообогатительных производств и гидро­электростанций, оказав реальный экономический эффект.

Еще среди достижений – создание и внедрение новых методик преподавания, опирающихся на живое взаимодействие с аудиторией. Он умел заинтересовать студентов, вовлечь их в процесс научного поиска, тем самым не только передавая знания, но и воспитывая исследовательский энтузиазм и бережное отношение к природе.

Помимо научной и педагогической деятельности Шапи Гасанов активно участвовал в общественной жизни, возглавлял Региональный экологический центр при ДГУ и участвовал в разработке ключевых экологических законодательных актов республики. Он был соавтором и руководителем проектов, посвящённых охране природы, экологическому страхованию и формированию экологической политики. Вошёл в историю как учёный-практик, умевший объединить научные школы Дальнего Востока и Северного Кавказа, его работы по мерзлотоведению и системной экологии до сих пор остаются актуальными.

***

Педагогический стиль другого выдающегося ученого, основателя Института экологии и устойчивого развития ДГУ Гайирбега Абдурахманова также строился на воспитании гражданской ответственности. Лекционные курсы по зоологии и биоиндикации, созданные им, стали эталоном для ряда вузов, а лаборатории – настоящими кузницами кадров. Абдурахманов – настоящий живой компас для экологов, зоологов и географов всего Дагестана. Его работы стали фундаментом для изучения биоразнообразия Кавказа.

Преподаватели и студенты Института экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета у комплекса «Пещера Нохъо» в Сулакском каньоне

– Он является пионером в исследовании альпийских экосистем и автором уникальной бассейно-ландшафтной концепции, изменившей традиционные подходы к природопользованию в горах. Среди его главных заслуг – систематизация закономерностей генезиса альпийских фаун Кавказа, разработка методов экологической биоиндикации, позволяющих оценивать состояние окружающей среды при помощи анализа видов-индикаторов. Такие методики необходимы для мониторинга заповедных и охраняемых территорий, – отмечает Лейла Шапиевна.

Наследие Гайирбега Абдурахманова продолжает жить. Великие учителя не уходят, они навсегда становятся частью ландшафта, который изучали.

***

Говоря о Шапи Гасанове как о символе эпохи, выдающемся учёном, человеке, покорявшем Чукотку и Колыму, Хабаровский и Приморский края, руководившем Тихоокеанским институтом географии, особо подчеркнем, что его дочь Лейла Ахмедова не просто продолжает начатое им дело. В её работах научные формулы переплетаются с народной мудростью, а современные технологии служат интересам древней земли, превращая память в мост между поколениями.

Сегодня кафедра рекреационной географии ДГУ, которую возглавляет Лейла Шапиевна, – не просто коллектив единомышленников, а активная научная и педагогическая лаборатория.

Она очень признательна своим коллегам, многие из которых ее ученики, за преданность географической науке. Благодарит З. Атаева, К. Абдулаева, М. Гаджи­бекова, А. Абдурахманова, Р. Раджабову, А. Магомедову, А. Багомаева, С. Магомедову, Э. Меджидову, М. Шахбанову и других за их подвижническую деятельность. Ведь научные, образовательные, просветительские, волонтерские и прочие проекты, осуществляемые коллективом, не дают угаснуть интересу к географии.

***

Несмотря на богатое историческое и научное наследие, географическое образование в Дагестане, по ее словам, сталкивается с рядом серьёзных проблем, присущих как общеобразовательным школам, так и высшим учебным заведениям. Главные сложности связаны с сокращением учебных часов, ухудшением качества учебных программ и снижением статуса предмета в образовательной системе.

– В школах география утратила статус одного из приоритетных предметов. В девятом классе отводится всего 1,5 часа в неделю на изучение экономической географии России и лишь 0,5 часа – на изучение физической и экономической географии Дагестана. Более того, география исключена из перечня обязательных предметов на ОГЭ и ЕГЭ, что снижает интерес и мотивацию учащихся к глубокому изучению дисциплины. Такая ситуация тормозит развитие географической науки среди школьников и подрывает кадровый потенциал в будущем, – говорит Ахмедова и обращает внимание на такой момент: учебники по географии, особенно по экономической, не обновлялись с 90-х годов прошлого столетия.

Редкие попытки включить региональный материал ограничены, и в большинстве учебных программ отсутствует краеведческий компонент. В республике существует специализированный учебник «География Дагестана» для восьмого класса, но этого явно недостаточно для формирования полноценного представления о регионе и его экологических особенностях.

Проблемы преподавания географии, по ее мнению, осложняются также снижением престижа профессии учителя. Недостаток квалифицированных педагогов, слабая практическая подготовка студентов и дефицит полевых занятий будут оказывать негативное влияние на качество образования, хотя именно такие занятия способствуют лучшему усвоению материала и развитию устойчивого интереса к предмету. Дефицит олимпиад и проектной работы дополнительно снижает мотивацию школьников.

– Потенциальным решением данных проблем могут стать введение географии как обязательного предмета в системе ОГЭ, развитие региональных учебных программ с учётом особенностей Дагестана, обновление/издание учебных пособий. Не менее важно усилить практическую составляющую образования, развивая экспедиции и полевые исследования, к которым мы стараемся привлекать и школьников, – уверена наш собеседник.

***

18 августа географы отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1845 году было основано Русское географическое общество.

Похожие

История с уроком географии

157
Самый непопулярный среди выпускников дагестанских школ предмет – география. По мнению...

Статьи из «Общество»

Синоптики прогнозируют циклон ужаса

13
Прощаясь с летом, выражаем благодарность Всевышнему за опровержение пессимистичных прогнозов, озвученных некоторыми...

Труд под контролем профсоюза

9
Отчетно-выборная конференция профсоюзов проходит раз в пять лет. На нынешней 36 делегатов...

Невежливые перевозчики

11
Общественный транспорт – это кровеносная система любого города, а водители – ее ключевые...

Лето без «пустых» дней

8
Три месяца и три смены, наполненные играми и новыми открытиями. Этим летом тысячи ребят из...

Гражданином быть обязан

10
Кто такой гражданин? Что такое гражданственность? И вообще, как часто мы задумываемся об этих далеко не праздных понятиях для любого человека в любой стране?

На особом контроле

14
Моя однокурсница Джамиля рано осталась без родителей и жила с дедушкой. В 18 лет она...

«Классное» размещение

13
На недавнем совещании Президента России Владимира Путина с членами Правительства среди...

9 часов назад