А вы знаете, что одним из самых влиятельных географов Дагестана является Шапи Гасанов?
Он стал не просто исследователем, педагогом, он стал символом академической географии в республике. Его жизнь была посвящена изучению природы, процессов, происходящих на нашей планете, в частности в уникальных условиях Дагестана и других регионов России.
Родился Шапи Шапиевич в Сергокале. Русские учителя, работавшие в то время в местном педагогическом колледже, куда он поступил, окончив восьмилетку, порекомендовали продолжить обучение в Москве. Прислушался. На географическом факультете МГПИ им. Ленина первые полгода учился вместе с иностранными студентами (недостаточно владел русским языком). Большое влияние на него оказал роман «Война и мир» Л. Толстого – «великий и могучий» он учил, переписывая этот мировой бестселлер. Уже со второго семестра московские преподаватели с трудом узнавали в горском парне первокурсника, который с трудом изъяснялся при поступлении в вуз.
– После учебы отец по распределению попал в г. Анадырь и как ученый сформировался именно на Крайнем Севере, – говорит его дочь Лейла Ахмедова, заместитель председателя по молодёжной политике дагестанского отделения Российского географического общества, заведующая кафедрой рекреационной географии и устойчивого развития Института экологии и устойчивого развития ДГУ.
Шапи Гасанов был первым в Дагестане доктором географических наук и профессором кафедры геоэкологии и экологических проблем энергетики. Появление учёного такого масштаба вдохнуло новую жизнь в научную и образовательную сферы. В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию по мерзлотоведению в Москве, что стало отправной точкой в его многолетней успешной карьере. После этого возглавлял лабораторию мерзлотоведения в Тихоокеанском институте географии, выполнял функции директора и заведующего лабораторией геофизики ландшафтов.
Шапи Гасанов был первым в Дагестане доктором географических наук. Появление учёного такого масштаба вдохнуло новую жизнь в научную и образовательную сферы
В 1980 г. успешно защитил докторскую диссертацию по геологии моря и геоморфологии в МГУ имени М.В. Ломоносова, а спустя три года получил звание профессора. Эти достижения способствовали признанию географической науки Дагестана как важной части российского научного сообщества. В последующем работал деканом англо-географического факультета, зав. кафедрой в ДГПУ и преподавателем в ДГУ, осуществляя активную научно-просветительскую и педагогическую деятельность.
Значительная часть научной работы Гасанова была посвящена исследованию северных и дальневосточных территорий России, изучению мерзлоты и ландшафтов Крайнего Севера. Фундаментальные исследования нашли широкое практическое применение. Под его руководством были разработаны рекомендации по инженерно-геологическим изысканиям на Байкало-Амурской магистрали, значительно повысившие качество и безопасность строительства ключевой транспортной артерии страны. Также его работы способствовали успешной эксплуатации горнообогатительных производств и гидроэлектростанций, оказав реальный экономический эффект.
Еще среди достижений – создание и внедрение новых методик преподавания, опирающихся на живое взаимодействие с аудиторией. Он умел заинтересовать студентов, вовлечь их в процесс научного поиска, тем самым не только передавая знания, но и воспитывая исследовательский энтузиазм и бережное отношение к природе.
Помимо научной и педагогической деятельности Шапи Гасанов активно участвовал в общественной жизни, возглавлял Региональный экологический центр при ДГУ и участвовал в разработке ключевых экологических законодательных актов республики. Он был соавтором и руководителем проектов, посвящённых охране природы, экологическому страхованию и формированию экологической политики. Вошёл в историю как учёный-практик, умевший объединить научные школы Дальнего Востока и Северного Кавказа, его работы по мерзлотоведению и системной экологии до сих пор остаются актуальными.
***
Педагогический стиль другого выдающегося ученого, основателя Института экологии и устойчивого развития ДГУ Гайирбега Абдурахманова также строился на воспитании гражданской ответственности. Лекционные курсы по зоологии и биоиндикации, созданные им, стали эталоном для ряда вузов, а лаборатории – настоящими кузницами кадров. Абдурахманов – настоящий живой компас для экологов, зоологов и географов всего Дагестана. Его работы стали фундаментом для изучения биоразнообразия Кавказа.

Преподаватели и студенты Института экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета у комплекса «Пещера Нохъо» в Сулакском каньоне
– Он является пионером в исследовании альпийских экосистем и автором уникальной бассейно-ландшафтной концепции, изменившей традиционные подходы к природопользованию в горах. Среди его главных заслуг – систематизация закономерностей генезиса альпийских фаун Кавказа, разработка методов экологической биоиндикации, позволяющих оценивать состояние окружающей среды при помощи анализа видов-индикаторов. Такие методики необходимы для мониторинга заповедных и охраняемых территорий, – отмечает Лейла Шапиевна.
Наследие Гайирбега Абдурахманова продолжает жить. Великие учителя не уходят, они навсегда становятся частью ландшафта, который изучали.
***
Говоря о Шапи Гасанове как о символе эпохи, выдающемся учёном, человеке, покорявшем Чукотку и Колыму, Хабаровский и Приморский края, руководившем Тихоокеанским институтом географии, особо подчеркнем, что его дочь Лейла Ахмедова не просто продолжает начатое им дело. В её работах научные формулы переплетаются с народной мудростью, а современные технологии служат интересам древней земли, превращая память в мост между поколениями.
Сегодня кафедра рекреационной географии ДГУ, которую возглавляет Лейла Шапиевна, – не просто коллектив единомышленников, а активная научная и педагогическая лаборатория.
Она очень признательна своим коллегам, многие из которых ее ученики, за преданность географической науке. Благодарит З. Атаева, К. Абдулаева, М. Гаджибекова, А. Абдурахманова, Р. Раджабову, А. Магомедову, А. Багомаева, С. Магомедову, Э. Меджидову, М. Шахбанову и других за их подвижническую деятельность. Ведь научные, образовательные, просветительские, волонтерские и прочие проекты, осуществляемые коллективом, не дают угаснуть интересу к географии.
***
Несмотря на богатое историческое и научное наследие, географическое образование в Дагестане, по ее словам, сталкивается с рядом серьёзных проблем, присущих как общеобразовательным школам, так и высшим учебным заведениям. Главные сложности связаны с сокращением учебных часов, ухудшением качества учебных программ и снижением статуса предмета в образовательной системе.
– В школах география утратила статус одного из приоритетных предметов. В девятом классе отводится всего 1,5 часа в неделю на изучение экономической географии России и лишь 0,5 часа – на изучение физической и экономической географии Дагестана. Более того, география исключена из перечня обязательных предметов на ОГЭ и ЕГЭ, что снижает интерес и мотивацию учащихся к глубокому изучению дисциплины. Такая ситуация тормозит развитие географической науки среди школьников и подрывает кадровый потенциал в будущем, – говорит Ахмедова и обращает внимание на такой момент: учебники по географии, особенно по экономической, не обновлялись с 90-х годов прошлого столетия.
Редкие попытки включить региональный материал ограничены, и в большинстве учебных программ отсутствует краеведческий компонент. В республике существует специализированный учебник «География Дагестана» для восьмого класса, но этого явно недостаточно для формирования полноценного представления о регионе и его экологических особенностях.
Проблемы преподавания географии, по ее мнению, осложняются также снижением престижа профессии учителя. Недостаток квалифицированных педагогов, слабая практическая подготовка студентов и дефицит полевых занятий будут оказывать негативное влияние на качество образования, хотя именно такие занятия способствуют лучшему усвоению материала и развитию устойчивого интереса к предмету. Дефицит олимпиад и проектной работы дополнительно снижает мотивацию школьников.
– Потенциальным решением данных проблем могут стать введение географии как обязательного предмета в системе ОГЭ, развитие региональных учебных программ с учётом особенностей Дагестана, обновление/издание учебных пособий. Не менее важно усилить практическую составляющую образования, развивая экспедиции и полевые исследования, к которым мы стараемся привлекать и школьников, – уверена наш собеседник.
***
18 августа географы отмечают свой профессиональный праздник. Именно в этот день в 1845 году было основано Русское географическое общество.