Герои Ислама Шовкринского
Большие носы, восточное гостеприимство, мудрость – все это увековечено в глине. Скульптор малых форм Ислам Шовкринский, известный в Дагестане, и не только, воплощает в керамике сценки из жизни кавказских народов. И каждый раз – новый выхваченный кусочек бытия, новый герой, в которого невозможно не влюбиться с первого взгляда.
Только посмотрите на этого колоритного горца, с улыбкой держащего в руках шампур и рог с веселящим напитком. Скульптура воплощает в себе образ гостеприимного кавказца, радушию которого нет предела. У него в доме всегда сытно и весело. К такому хозяину не раз захочется вернуться.
А вот другая работа – композиция «Ашуг». И снова в центре внимания человек, дарящий окружающим позитив и веселье. Смотришь на обаятельного музыканта и думаешь: если бы глиняный человечек вдруг ожил, вокруг вмиг образовалась бы толпа слушателей, а может, и желающих сплясать.
В глине мастер воссоздал и фрагменты обыденной сельской жизни. Одна из таких скульптурных композиций – «Разговор». Сидят себе дед с бабкой и о чем-то беседуют. Интересно, о чем? Может, ругают молодежь и современные нравы? Или обсуждают последние новости? Фантазировать можно до бесконечности, важно другое: увидев этих обаятельных героев, невольно вспоминаешь своих дедушек и бабушек, их мудрость, теплоту и заботу.
Это одни из последних работ автора, недавно представленные на выставке «Мои предки» в Союзе художников Дагестана. За годы творчества Ислам Юсупович создал столько колоритных персонажей в глине, что уже давно сбился со счету. Его мудрые горцы и горянки разбрелись по всему свету. Для друзей, частных коллекционеров, музейщиков и просто тех, кто однажды увидел глиняные композиции талантливого дагестанского скульптура, – это кусочек мира, в котором нет места негативу и фальши. Эти работы греют особым теплом.
На вопрос, где он берет прототипы для своих образов, мастер отвечает: «Герои вокруг нас. Просто порой мы их не замечаем». Взгляд же художника Шовкринского не упускает ни одной детали, и потому его герои живые, на их лицах столько эмоций.
Тема гор и горцев у скульптора малых форм также возникла сама собой. 35 лет назад, еще будучи студентом художественно-графического факультета Дагестанского пединститута, от карикатур и шаржей, которыми увлекался всерьез, он решил перейти к объемным работам в том же стиле. В качестве материала выбрал глину. И так некогда запечатленные на бумаге герои «ожили» и стали жить своей жизнью.
Но почему же так повелось, что в центре внимания мастера только пожилые горцы и горянки?
– В принципе, я могу слепить и представителей молодого поколения, женские образы, но мне все-таки импонируют старики. Незабвенный Виктор Гюго сказал: «Когда веселость примешивается к морщинам, она приобретает ореол очарования». Видимо, я нахожусь под впечатлением вот этого ореола очарования, – поделился автор.
По словам Ислама Юсуповича, образы и жанровые сценки, как правило, рождаются внезапно, из воспоминаний детства, впечатлений, чьих-то рассказов, эпизодов из жизни. Его героев ни с кем не спутаешь. Это лица кавказской национальности, и, как отмечает сам скульптор, они самые добрые и веселые в мире.
– Иногда меня обвиняют в том, что я придаю своим персонажам ярко выраженные кавказские черты, например, носы. Но что с этим поделать? Я несколько раз пытался делать прямые носы, но характер теряется, – говорит Шовкринский.
А этого допустить никак нельзя. Необычная керамика Ислама Шовкринского успела покорить сердца тысяч и тысяч людей на разных континентах, где проходили многочисленные выставки, куда возились экспонаты для музеев.