Герой остается героем
Удивительно многосложна история последней мировой войны. Но это бы еще ничего, как бы сложна она ни была, всё же разобрались в ней сами историки. Однако её более усложняют и запутывают не столько историографы, работающие с документальными источниками, и краеведы, использующие подчас слухи и предания, сколько политики от истории, непрошеные идеологи, грубо вмешивающиеся в историческую науку и не гнушающиеся искажений и перетасовки фактов в ней.
Наглядным и характерным примером подобного отношения к фактам со стороны земных «творцов» истории прослужил известный случай, произошедший с нашим земляком Абдулхакимом Исхаковичом Исмаиловым. Лишь через полстолетия с лишним оказалось возможным признать тот факт, что он был одним из трех смелых воинов-героев, которые первыми водрузили Знамя Победы над поверженным Рейхстагом. И справедливость была восстановлена благодаря убедительным и справедливым настояниям достойных уважения людей — Ш.Магидова, Б.Бексултанова и других, приложивших к этому много усилий, и золотая Звезда Героя наконец-то воссияла на богатырской груди Абдулхакима Исмаилова. Да сопутствует вечная слава Герою-Воину! И огромная благодарность тем людям, которые приложили воистину титанические усилия для того, чтобы восстановить правду, и добились-таки справедливости, пробив толстые стены чиновничьего бюрократизма. И спасибо им говорят не только я, но и все их земляки, дагестанцы, все россияне. Почему оказался мил советским бюрократам того времени не наш земляк, а именно грузин (Кантария), который впоследствии также водружал победное знамя, врученное ему для этой цели, то тут все ясно: дабы угодить всесильному другому грузину — Иосифу Джугашвили. Славу первого героя должен был получить только представитель одного из великих народов, но не представитель относительно малочисленного народа. Тому есть много примеров, одним из которых является простой башкирский парень из села, что близ Уфы, рядовой солдат по имени Шакирьян Мухамедъянов, который погиб 27 февраля 1942 года, закрыв своим телом в бою за деревню Чернушки Псковской области вражескую амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению красноармейского подразделения. Тем самым он стал одним из главных символов героизма советских солдат, образцом для подражания. Но объявили-то его на всю страну, как и следовало по правде, не башкиром, а объявили «простым русским парнем» по имени Александр Матросов, присвоив ему заслуженное звание Героя Советского Союза. Сказать тут: «Война есть война, что только не происходит на войне», и валить все на это вряд ли следует. Ведь чиновники, которые занимались поступавшей документацией и изучали все о каждом из представленных на высокое звание людей, находились отнюдь не на действующем фронте, и могли бы оформить свои официальные указы грамотно, а главное, правильно. Вот тогда бы не возникал недоуменный вопрос, который возникает у многих людей: «Разве герой-башкир или же представитель любой иной национальности не достоин подражания другим воинам?!» Может, да ещё как может! Но вмешиваются и мешают опять-таки политики и льстецы.
Немало сил в восстановлении правды о войне прилагают Советы и общества ветеранов войны, а также некоторые активные участники движения краеведов-следопытов, как, например, Б.Халилулаев из Хасавюрта, и другие. Много работала в этом направлении покойная А.Путерброт (добрая ей память!).
Но в настоящей моей заметке хотелось бы обратить внимание читателей газеты и всей общественности на одну из вопиющих несправедливостей, которая поныне остается перед нашим и последующими поколениями со времен Великой Отечественной войны.
Речь идет о лицах, которые в литературных, публицистических, справочных изданиях упоминаются со следующей ремаркой: «он был представлен к высокому званию Героя Советского Союза, но не присвоено», или ещё хлестче: «ему было присвоено звание героя, не получил», которая приводит порою к замешательству и недоумению, или человека охватывают двоякие чувства и вызывают само собой определенные вопросы типа «почему? за что? не странно ли это?»
Иногда мы находим такие ответы, как, например: «Во время боев потерялись (сгорели) документы о представлении к высокому воинскому званию», «Случился конфликт с вышестоящим офицером (командиром), который отозвал представленные ранее документы обратно», «Обнаружилось, что семья воина является из числа неблагонадежных по отношению к социалистической стране, то есть из кулаков или репрессированных политических деятелей», «Оказалось, что родители (или даже одна из них — мать) относятся к той национальности, которые были подвергнуты насильственному выселению со своей исторической родины (скажем, чеченцы, ингуши, карачаево-балкарцы, крымские татары)».
Ну так что же? Если, скажем, матерью бесстрашного воина Великой Отечественной войны является чеченка, он не может быть настоящим героем? Фактически — может, а по политическим и идеологическим же соображениям — нет! Это нонсенс. По мне, нельзя так разбрасываться своими героями, исходя из временных идеологических соображений, сиюминутных интересов. Ибо всякая, любая идеология существует на любой территории не вечно, временно, она меняется обязательно с течением какого-либо времени. Герой же остается Героем, так как он совершил определенный подвиг, высоко оцененный его современниками. Хотя формально оказался лишенным заслуженных регалий.
Не сомневаюсь, таких людей было по нескольку из числа представителей разных национальностей и нашей республики — лакцев, даргинцев, аварцев, ногайцев и других. Были такие и среди кумыков. Перечислю их в качестве примера. Насколько мне известно, на звание Героя в годы Великой Отечественной войны были представлены, кроме тех, которые перечислены в официальном справочнике «Герои Советского Союза», следующие лица (первые из нижеперечисленных десяти человек 8 упоминаются в книжке известного краеведа И.Аджиева «Знаменитые кумыки», вышедшей в свет в 1997 г.): Исаев Нажмутдин Агаевич и Мусаев Далгат из Ботаюрта, Моллаев Ахмед-Рашид из Чонтаула, Лукожев Керим из кумыкского селения Кизляр Моздокского района, Залибеков Абакар и Исаев Абусаит Валиевич из Дургели, Гусейнов Ахмар из Брагунов, Ибрагимов Шамсутдин Хамаевич и Гаджиев Сапиюлла Камилович из Нижнего Казанища, Гаджимурадов (Аджимурадов) Мамат Тавмурзаевич из Аджи- мажагатюрта.
Ну так, как же нам следует оценивать их поистине героические поступки, которые были достойно оценены в свое время их непосредственными боевыми командирами? Не затерялись ли где-то в недрах военных архивов материалы, связанные с присвоением им высокого звания Героя? Очевидно, надо найти или хотя бы постараться найти таковые документы, дабы не оставался пустым звуком тот известный патриотический и вполне справедливый по своей сути лозунг: «Ничто не забыто, никто не забыт». Ведь существуют не только архивы, можно найти и другие, независимые друг от друга свидетельства, зацепки, ориентиры, записи очевидцев, воспоминания сослуживцев и боевых товарищей, хотя, надо признаться, самым главным документом при этом может служить только официальный указ о присвоении почетного звания.
Всё же на примере последнего из вышеперечисленных лиц хочу привести некоторые косвенные, но вполне достоверные факты. Начну с того, что его фамилия может отложиться в архивных делах как Хаджи-Мурадов и как Аджи-Муратов, а имя — как Мамед и как Магомет, отчество как Товмурзович и т.д., название его родного села — как Аджиюрт и даже как Маджагат-Юрт, и даже как Хасавюрт (по названию райцентра), и ещё как угодно; его национальность могли указать как кумык и как калмык. Ведь для представителей иных национальностей они мало чем отличаются. Таких случаев путаницы во время войны действительно было немало. Например, несколько лет назад калмыкские товарищи передали дагестанским следопытам целый список лиц, в документах которых они записаны как «калмыки», а в действительности же оказались кумыками. Не исключено, что в графе «национальность» Гаджимурадов обозначен в документах как чеченец. Дело в том, что он является сыном кумыка и чеченки. В таком же или подобном состоянии могут оказаться документы, касающиеся и других воинов, награды которых не дошли до них самих.
Сохранился весьма любопытный старый плакат, размером 87х64 сантиметра, который озаглавлен так: «Славные сыны Дагестана — Герои Советского Союза», выпущенный Дагестанским отделением Общества по распространению политических и научных знаний, тиражом 4 тысячи экземпляров, без указания года издания, в типолитографии имени С.М.Кирова в Махачкале. Редактор — А.Путерброт. Наверху в середине помещен большой портрет генералиссимуса И.В.Сталина, а рядом с ним — меньшего размера портреты 25-ти героев-дагестанцев. По всей вероятности, тот плакат был выпущен в самом конце войны или в первые послевоенные годы, когда ещё не все герои-дагестанцы стали известны. (Ныне их насчитывают около шестидесяти). А имена ещё 14-ти воинов упоминаются в отдельной рамочке, которая имеется на том же плакате, с указанием: «Звание Героя Советского Союза за проявленную храбрость и умение присвоены также…» Среди перечисленных в рамочке людей назван и «Гаджимурадов Мамат — из Хасавюртовского района». Я думаю, что писать в то время рядом с портретом И.Сталина могли только правду, неточность — исключалась. Красноармеец топографист М.Т.Гаджимурадов, 1922 года рождения, был призван в июне 1941 года Хасавюртовским РВК и до мая 1945 года служил в действующей армии. В годы войны был принят членом компартии. Награжден 13 орденами и медалями, в том числе орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степеней. Место боевой службы: 7-й отдельный Гвардейский разведывательный артиллерийский дивизион, входивший в состав 320-го Краснознаменного артполка 69-й армии 3-го Белорусского фронта, в котором командующий был генерал армии И.Д.Черняховский.
К высокому званию Героя его представил ещё в 1942 г. командир 320-го артполка Кузнецов.
Об отважном разведчике-топографисте нередко писали в фронтовых, а также дагестанских газетах военного времени. Боевые товарищи отмечали его невероятную смелость, говорили, что Мамат «не ведает, что такое страх». Один из них — пулемётчик Иван Фатьянов ещё в 1941 году отправил сообщение в Дагестан, где описал его героический поступок, совершенный им в первые же дни войны, в районе Тирасполя. «За 40 минут боя он подбил два танка и уничтожил 18 автоматчиков»,- пишет он. (Это письмо опубликовано в книжке «Фронтовые треугольники», 1987 г., составленной М.Д.Бутаевым). А фронтовой товарищ А.И. Бравилов из Горького написал и посвятил ему свое стихотворение, которое назвал: «Другу Аджимуратову Мамату». Известны и другие его фронтовые друзья — Бутырский, М.Е.Дувидзон из Молдавии, И.Юрченко из Донецка, Е.Д.Панковский из г.Пушкино Московской области. Последний написал книгу своих воспоминаний о войне, в ней немало строк посвящено бесстрашному разведчику из Дагестана — Мамату. В 1956 году он приезжал в Дагестан, чтобы навестить своего однополчанина. Кстати, тогда друзья отмечали звания Героя, ведь текст указа о присвоении этого звания был в свое время напечатан в тогдашних газетах (1944 г.).
Герой на войне, разведчик-непоседа, сеявший страх на врага, весьма скромно проживал в годы послевоенного мирного времени, трудился в селе. Он ушел из жизни в 1997 году, так и не увидев заслуженную на войне Золотую Звезду Героя. Похоронен скромный наш земляк в своем родном селе Аджимажагатюрт.
Нельзя сказать, что о Мамате ничего не писали. Ну, скажем, упоминали иногда. (См. газету «Ёлдаш» от 9 мая 1997 г.,с.8). Наиболее интересными за последние годы можно считать две публикации: в Хасавюртовской газете («Дружба», от 23 апреля 2004 г.): в «Дагестанской правде» за 8 мая 2003 г., опубликована о нем статья Е.Панковского из Москвы: «Он был героем», вместе с фотографией М.Аджимуратова, где он снят на фоне Боевого знамени гвардейского дивизиона, в котором он служил в годы Великой Отечественной войны.
Тем временем Звезда Героя так и не нашла своего хозяина.
Но мы не вправе забывать имена воинов, которые не щадя сил боролись против захватчиков, за торжество мирной жизни. Одним из них был наш славный земляк Мамат Тавмурзаевич Аджимуратов (Гаджимурадов). Его боевой товарищ Евгений Панковский свидетельствовал: «Он был героем». Хочется добавить к его словам и следующее: «Герой остается героем навсегда».