X

В честь инженера Эмирова

Видади Эмиров – начальник Управления работ Петровского порта, то есть Махачкалинского. А ещё этот человек вошёл в историю как главный инженер строительства канала имени Октябрьской революции. И идея с водохранилищем принадлежит Эмирову, не случайно оно было названо в его честь (речь идёт о Вузовском озере, открытом в августе 1923 года).

Кому-то может показаться, что улица Эмирова в районе железнодорожного вокзала названа в честь Видади Гасановича. Нет. Небольшой участок дороги и дома на привокзальной площади носят имя Героя Советского Союза, выпускника школы № 1 Валентина Эмирова, похороненного на Русском кладбище среди солдат и офицеров, которые скончались от ран в махачкалинских военных госпиталях.

Местные власти не решились увековечивать имя Видади Эмирова. Лишь в родном селении Ахты значится улица, названная в честь братьев Пирали (помощник военного губернатора, генерал) и Видади Эмировых.

Отсутствие воды всегда тормозило становление и развитие Петровска – будущей Махачкалы. Ещё в царские времена предпринимались попытки налаживания водоснабжения. Вода брала начало в родниках горы Тарки-Тау. В этот период в городе были построены водоразборные башни и будки. Впрочем вся эта история оказалась не столь существенной. Во второй половине XIX века была предпринята первая попытка строительства канала. 1 мая 1875 года под руководством инженера Невинского начались работы по проведению канала от реки Сулак до Петровска. В 1876 году канал был сооружён на протяжении 45 вёрст, однако из-за ошибочности расчёта трассы строительство канала постигла неудача (сегодня это так называемый канал Октябрьский водосброс).

В 1882 году работы начались по новому плану, и через 6 лет канал был доведён до города. Спустя год по нему пустили воду, но она дошла только до акведука через реку Шура-озень, где была прорвана дамба. Вскоре дамбу восстановили, но выяснилось, что опять была допущена ошибка в расчётах. Канал был заброшен и вскоре его занесло песком.

В 1895 году инженером Рытелем был представлен проект по переустройству канала. Проект был направлен кавказскому наместнику с ходатайством об ассигновании денежной суммы для исправления канала, однако ответа от него не последовало.

11 октября 1921 года по завершении подготовительных мероприятий Правительством Дагестана постановлением № 114, подписанным Председателем Ревкома ДССР и экономического совета (ЭКОСО), членом ВЦИК РСФСР Коркмасовым и секретарём Нахибашевым, был начат грандиозный субботник, положивший начало строительству КОРа и масштабной мелиоративной реформе в Дагестане. Сроки проведения первого этапа работ определялись к дню предстоящей годовщины Октябрьской революции и к созыву Первого учредительного Вседагестанского съезда, открывшегося 1 декабря 1921 года.

В течение неполных трёх месяцев на канале ежедневно работали 3500 человек и было перемещено свыше 16 тысяч кубометров земли. Землю выбрасывали трёхъярусным способом, работали с помощью лопат и кирок. Главным объектом строительства в 1921 году был участок от реки Сулак, где канал пришлось создавать заново. В остальной части – до Шамхала – осуществлялись восстановительные работы. Строительство велось под руководством специально созданного Главного штаба, во главе которого стоял инициатор и организатор всех работ Джелал-Эд-Дин Коркмасов. В этой связи стал вопрос привлечения главного инженера. На эту роль и был приглашён Видади Эмиров.

Что известно про Видади? Окончил Ахтынскую русскую школу, затем Темир-Хан-Шуринское реальное училище и Ставропольскую классическую мужскую гимназию. В 1891 году поступил в Петербургский технологический институт императора Николая I (ныне Санкт-Петербургский государственный технологический институт), но спустя год был «уволен за малоуспешность», что было связано с состоянием его здоровья. В том же году он поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения имени императора Александра I (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I) на факультет железнодорожного транспорта.

В 1922 году работы на канале шли поэтапно. Завершающий этап на магистрали Сулак – Манас по подведению трассы к столице Дагестана планировался к дню открытия Второго вседагестанского съезда Советов в ноябре 1922 года. Для осуществления пуска воды в специально созданный столичный водоём, помимо специализированных отрядов всевобуча и групп, сформированных из местных жителей, были дополнительно привлечены до 5000 горожан. Таким образом, общее число занятых работами на магистрали в этот период доходило до 10 тысяч человек. Специальный водоём, представляющий из себя искусственное озеро, по предложению Эмирова был устроен у подножия горы Анжи-арка.

В мае 1923 года специально для ознакомления с результатами работы и вручения наградных грамот Дагестан посетили командированные Правительством СССР в поездку по Северному Кавказу М. И. Калинин, К. Е. Ворошилов и другие руководители страны.

Пробный пуск воды по магистрали состоялся 25 июля 1923 года, а через три дня было осуществлено успешное наполнение водохранилища, предназначенного для снабжения водой города. Это озеро снабжало водой население, промышленные предприятия, железнодорожный и морской транспорт. Образование нового озера большой ёмкостью и расположение его на высоте 20 саженей (превышение около 43 м) над станциями Петровск-Кавказский (нынешняя Махачкала I – Сортировочная) и Петровск-порт позволяло бесперебойно снабжать водой железную дорогу и коренным образом изменить ранее существовавшие тяжёлые технические и экономические условия, создавало перспективу дальнейшего развития транспорта.

В 1931 году в дверь Видади Эмирова постучали…

На сайте «Бессмертный барак» сообщается: «Эмиров Видади Гасанович. 1870 г. р., уроженец с. Ахты Ахтынского района ДАССР. Арестован 18.04.1931. Постановлением от 22.04.1932 Особого совещания при Коллегии ОГПУ из-под стражи освобождён, лишён права проживания в 12 пунктах и Уральской области с прикреплением сроком на 3 года. Реабилитирован 01.04.1967 Верховным судом ДАССР».

Озеро, носившее его имя, после ареста было переименовано в Вузовское. Скончался Видади Эмиров в 1942 году.

Статьи из «Старая Махачкала»