Годекан у прибоя
У какого прибоя? У каспийского. Держу пари на любых условиях, что такого годекана больше в мире нигде не существует!
Во-первых, годекан – это исключительно мужской атрибут дагестанской социальной и этнографической культуры. Женщины туда просто-напросто не допускаются. Стало быть, найти женский годекан в Стране гор, во всяком случае в ее горной части, невозможно. Да и на равнине – тоже.
Во-вторых, годекан не чета разным посиделкам и тусовкам, стихийно возникающим по поводу и без на разных континентах, у него свое неповторимое лицо, если хотите, это «информационное бюро», которое обеспечивает новостной поток для сельчан в формате онлайн и в диапазоне «аул – весь остальной мир».
И опять-таки в этом процессе женщины участия не принимают: они готовят хинкал для своих благоверных, занятых непосильным годеканским трудом, порой даже рискованным для имиджа. По этому поводу вспомним того достопочтенного аксакала, который перед тем, как взойти на годекан, намазывал свои пышные усы куском курдюка, дабы вызвать у окружающих впечатление о своем материальном благополучии. Но жизнь непредсказуема: как-то на годекан прибегает его внучок и сообщает, что кошка съела тот курдючный кусок, которым он умасливал свои усы…
Но не будем о форс-мажорном, лучше поглядим на единственный в мире женский годекан у прибоя Каспийского моря. Его я стал замечать, выбегая рано утром на пробежку в Приморском микрорайоне Махачкалы. Сначала это была небольшая завалинка из картонных коробок и дощечек. Но затем годекан стал «матереть», геронтологически укрепляться и расти. Как-то смотрю, капитально установлена длинная и крепкая доска, и мои бодрые старушки уже сидят с комфортом и ведут свой витиеватый женский разговор, в основном посвященный физкультуре и методам омолаживания организма.
Наконец наступил день, когда я попросил у годекана разрешения на фотосессию. После недолгих колебаний оно было получено. В назначенное время в субботний день выхожу с фотокамерой и блокнотом. Бог ты мой! Многим мужикам означенного возраста я пожелал бы такого оптимизма, чувства юмора и чувства удовольствия от жизни! На миг мне показалось, что это не тётушки и бабушки, а стайка старшеклассниц во время большой перемены.
Закончив фотосессию, я достал блокнот и стал записывать: Саният из с. Татиль Табасаранского района, Цибац из с. Урцаки Дахадаевского района, Румия, татарка из Ульяновской области, Бадрижат из с. Бурши Лакского района, Саламат из с. Аданак Карабудахкентского района, Баху из с. Сиух Хунзахского района, Ушра из с. Зиль Табасаранского района, Пирдаус из с. Обода Хунзахского района, Зайнаб из с. Арши Левашинского района (на снимке)…
Вот вам и Страна гор в миниатюре, скомпонованная на женском годекане у прибоя Каспия. Какие имена, какие названия! И не надо мужикам обижаться на существование женского годекана. Мол, такого не бывает. Вот же, оказывается, бывает! Что-то тут в Редукторном не замечал мужского, а тусовки возле пивбаров разве можно назвать годеканом?
— Физкультпривет, мои милые старушки!