Гомер ХХ века из Дагестана
«Эпиграф дагестанской литературы» - так назвал Расул Гамзатов народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского.
Сулейман Стальский был поэтом, чьи простые и мудрые песни покоряли сердца людей, они лились свободно и мужественно по всей нашей великой стране, в них были отзвуки новой жизни и ежедневных побед, в них звучала любовь к Родине и непримиримая ненависть ко всему, что мешало достойной человеческой жизни. Он художественным словом летописал сложнейшие события своего времени. Всей жизнью, судьбой, своими корнями, трудом крестьянина и народного поэта он был связан с родной страной и со своим народом.
Вот как пишет о своей первой встрече с Сулейманом Стальским замечательный русский поэт Владимир Луговской:
«Ранней осенью 1933 г. Тихонов, Павленко и я пришли в аул Ашага-Стал. На окраине аула, утопавшего в садах, мы толкнулись в низенькую калитку и вошли к Сулейману Стальскому. Хозяин в очень небогатом бешмете, рыжеватой папахе загонял буйволенка, подпихивая его за рога, поглаживая, уговаривая. Стальский обернулся к гостям, запахнул бешмет, и мы впервые увидели светлые, спокойные глаза старого поэта. Не торопясь он подошел к нам, нежным и красивым движением подал руку, повел к себе. Жил он тогда более чем скромно. Посидели, поговорили.
Старый ашуг глубоко и тонко судил о ценности, назначении и трудностях искусства. Беседуя с ним, мы затрагивали очень сложные и трудные вопросы нашего ремесла, и каждый раз ответ Сулеймана был прост, образен, глубоко правдив». «Я ненавижу пустоту в стихах, — говорил Стальский, — певец должен передавать своему народу лучшее, что есть в нем самом, лучшее, что есть в самых лучших людях». Какое великое понимание назначения поэта! Поэтому поэт в первом же своем широкоизвестном стихотворении «Соловей» показал миру, что у него другой, песенный путь на земле:
Влюблен без памяти в цветы,
Не замечаешь разве ты
Страданья, муки нищеты
И плач, и стоны, соловей?
Дагестан отмечает юбилеи своих великих мыслителей, поэтов, подвижников и тружеников. Мы — дагестанцы — отличаемся внимательным и бережным отношением к своему культурно-историческому потенциалу. Во всяком случае так должно быть. Сулейман Стальский – это духовный родник Дагестана, это народный талант, это мудрость творческого бытия простого народа.
Поэт-горец пел о страданиях угнетенных, он проклинал и бичевал старшин, мулл, богачей, чиновников и их лакеев. «Вы льнете к взяткам и чинам, вдохнуть вы не даете нам», — говорил поэт в стихотворении «Богатые», а в обращении к судьям еще в 1913 году он изобличал:
Довольно грабить все и всех!
Довольно ждать земных утех.
Ужасен ваш, поймите, грех,
Вас ждет большое
наказанье, судьи.
(«Судьи», 1913 г.)
Образы поэт брал из жизни, и песни его разносили по всему свету такие же бедняки, как он. Сила его художественного слова поражала тех, кому были адресованы стихи, – непосредственным героям его народной поэзии.
«Только в эпоху величественных народных движений появляются такие люди. Сулейман Стальский был громадным и настоящим поэтом в глубоком и первоначальном значении этого слова, — писал о нем великий русский писатель Леонид Леонов. — Всем нам надо много учиться у него искусству, строить свою творческую биографию». Вот такая мощь поэзии С.Стальского, что у него учились такие гиганты в литературе, как Леонид Леонов!
Поразительно, но самые выдающиеся русские поэты были восхищены и очарованы самобытным творчеством, так тонко и пронзительно переходившим к обобщениям планетарного масштаба. Сулейман Стальский был верным сыном Дагестана, всей страны. Его одинаково волновали социальные и бытовые проблемы людей как малой, так и большой Родины, органично связывал их. Он возвысился поэтическим словом от Кюры до всего Кавказа и далее до просторов необъятной страны. В этом восхождении он не отрывался от своего национального корня, питающего все древо его живительной поэзии.
Вот что пишет великий Борис Пастернак, нобелевский лауреат:
«На первом Всесоюзном съезде писателей обращала на себя внимание фигура старика в пастушеской одежде горца. «Это Стальский, Сулейман Стальский, — передавали друг другу, — дагестанский ашуг». Старик вежливо, в величавом безмолвии сидел в аванзале, дожидаясь часа своего выступления.
Программа съезда разрасталась. Ораторам не предвиделось конца, и их речи переносились с утра на вечер, с заседания на заседание. А мы как в лихорадке носились из президиума в почтовое бюро и помещение для машинисток, к мандатному столу или в фойе, куда нас вызывали записками, садились, вставали, совещались, звонком призывали к порядку.
А он сидел – как сел в первый день в барашковой шерсти и войлоке, недвижно скромный и учтиво горделивый. Он сидел и смотрел куда-то вдаль перед собой, и только раз, когда к нему подошёл Горький, которому он радостно и почтительно шагнул навстречу, в его поле зрения вместе с Горьким вошли колонны, лампочки и публика в зале и вместе с ним вышли, когда Горького отозвали в сторону.
Трибуна, вселявшая такое волнение в нас, его не испугала. Она не изменила его голоса, не нарушила спокойствия, не сломила красивой простоты и стройности его повадки. Ему дали слово. Зал насторожился. Ровно и по-вековечному текла незнакомая медленная речь. Было ясно: зал для него тесен, помост – недостаточно высок. Верстовой простор виделся его взору, верстовая высь подпирала его. Вот что, кроме приветствия, привёз он из Дагестана, вот с чем сидел несколько дней среди нас.
Помимо сложенных им творений и сама жизнь народного барда есть памятник письменности, потому что автор сам становится книгой для записей последующих поколений. Так будет, верно, и со Стальским. С той же располагающей естественностью, с какой переступал любой порог, вступал он в обстановку бессмертия и перейдет в легенды, – прямодушный, внушительный, непритязательно вдохновенный».
Если сказать честно, таких слов Пастернака мало кто из поэтов заслужил.
…Сулейман Стальский (сын Гасанбега) — первый народный поэт Дагестана. Родился 18 мая 1869 года в дагестанском селении Ашага-Стал в семье крестьянина. Рано осиротев, с 14 лет батрачил. Позже в поисках заработка стал отходником, работал на нефтепромыслах, на строительстве железной дороги и моста через реку Сыр-Дарья, чернорабочим в депо, побывал в Дербенте, Баку, Гяндже, Самарканде.
О том периоде своей жизни он очень образно сказал, выступая на I Северо-Кавказском съезде Советов в 1935 г.: «…Я работал круглые сутки, как вол, и ни разу не осмелился даже поужинать досыта, ибо тревога о завтрашнем дне давила мне сердце, как черный камень, и не давала жить сегодняшним».
В начале 30-х годов XX века стихи С.Стальского появляются на страницах республиканской периодической печати на лезгинском, позже на русском и языках народов Дагестана. В 1934 году в Даггизе вышел первый сборник его стихов на родном языке. С.Стальский — участник I Вседагестанского съезда писателей, член Союза писателей СССР с 1934 года. В этом же году С.Стальскому было присвоено звание народного поэта Дагестана как «старейшему поэту лезгинской бедноты, начавшему плодотворную деятельность четверть века назад и активно помогающему своим творчеством социалистическому строительству», говорилось в постановлении ДагЦИКа.
Его поэтическое выступление на I Всесоюзном съезде писателей в Москве в переводе А.Суркова было опубликовано во многих газетах страны. В своей речи на этом писательском съезде великий пролетарский писатель Максим Горький сказал: «…На меня и, я знаю, не только на меня произвел потрясающее впечатление ашуг Сулейман Стальский. Я видел, как этот старец, безграмотный, но мудрый, сидя в президиуме, шептал, создавая свои стихи. Затем он, Гомер XX века, изумительно прочел их. Берегите людей, способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Сулейман».
Во второй половине 30-х годов XX века имя и портреты С.Стальского не сходили со страниц газет и журналов страны. Его стихи переводили и публиковали на языках народов СССР. В Даггизе вышла его книга стихов «Избранное», а в Москве в Гослитиздате – книга «Стихи и песни». Его перу принадлежат поэмы: «Поэма о Серго Орджоникидзе», «Дагестан», «Думы о Родине».
В феврале 1936 года ЦИК СССР наградил народного поэта Дагестана С.Стальского орденом Ленина. В сентябре он был избран председателем правления Союза писателей Дагестана, а в октябре 1937 года выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР.
Сулейман Стальский ушел из жизни 23 ноября 1937 года. «Мы, писатели и поэты Дагестана, клянемся перед твоей могилой, великий Сулейман, что в нашей жизни и нашем творчестве мы будем твердо идти по проложенному тобой пути. Будем учиться мастерству на твоих песнях и стихах», — говорил Гамзат Цадаса.
…Многолетняя дружба связывала С. Стальского с народными поэтами Дагестана Г.Цадасой, А.Магомедовым, А. Гафуровым, а также с известным дагестанским писателем Э.Капиевым, написавшим широкоизвестную книгу новелл «Поэт», прототипом героя которой стал С.Стальский.
Высокую оценку творчеству С. Стальского дал выдающийся советский писатель, лауреат Нобелевской премии М.Шолохов: «Сулейман Стальский принадлежал к тому разряду истинно народных поэтов, которые были взращены своим народом, но широкое признание получили только при советской власти. Думы родного народа, его радости и горести, подслушанные поэтом, обретали певучую, пленительную в своей непосредственности и свежести форму песен-стихов и, обогащенные талантом певца, снова шли в народную гущу, чтобы жить, не умирая».
В последующие годы в дагестанских, центральных издательствах и издательствах многих союзных и автономных республик выходили и переиздавались книги его стихов. Издавались они и за рубежом.
…В мае 1944 года в Касумкенте состоялось торжественное открытие памятника народному поэту, а в ноябре 1956 года в Махачкале состоялся митинг, посвященный открытию памятника С.Стальскому работы скульптора Аскара Сарыджи.
Именем С.Стальского названы улицы в городах Дагестана, Северного Кавказа и Закавказья, Лезгинский драматический театр в Дербенте, литературно-мемориальный музей в селении Ашага-Стал, нефтегазоносное месторождение в Ногайском районе, океанский теплоход Дальневосточного морского пароходства и буксирный теплоход «Ашуг Сулейман» Каспийского морского пароходства, административный район Дагестанской АССР, дома культуры, школы и библиотеки (ДАССР), учреждена литературная республиканская премия.
Литературная и читательская общественность Дагестана и всей нашей страны чтит память о великом ашуге — народном поэте Дагестана Сулеймане Стальском. Ежегодно в Махачкале в день его рождения, 18 мая, в сквере у его памятника проходит традиционный День дагестанской поэзии.
На одном из таких Дней поэзии у памятника С.Стальскому народный поэт Дагестана Расул Гамзатов говорил: «Мы гордимся, что у истоков нашей дагестанской поэзии стоит Сулейман Стальский — певец социалистической нови в горах. Мы шагаем вперед с именами основоположников нашей литературы в сердцах, мы всегда будем верны их традициям. Они имеют право на бессмертие».
Сулейман Стальский остался в дагестанской и российской поэзии как истинный народный певец, для которого народ был главным героем творчества, а родной язык — символом бессмертия народа. Сулейман Стальский в своей поэзии показал всему миру Дагестан, Россию, оставив свою вершину рядом с Шалбуздагом — вершину Сулеймана Стальского. «Если все герои — соколы, то поэт должен быть орлом: летай, раскрывай крылья пошире! И сейчас я говорю то же самое всем, кто спрашивает у меня о вдохновении. Летай! Это закон, которым начинается песня…», — в назидание говорил великий дагестанец.
Поэзия С. Стальского – это высокий полет дагестанского, лезгинского творческого духа, который был и остается в гуще народа. И великим становится поэт, который воспел духовные идеалы своего народа, своей страны. Таким народным поэтом был и остается в веках Сулейман Стальский.