X
09:18 07.03.2019

Горькая правда древнего Канасираги

В поездку в одно из старейших сел Сергокалинского района Канасираги мы отправились по просьбе местных жителей, уверявших, что у них уже давно никто из журналистов не был, проблем накопилось столько, что на их изложение уйдет не одна газетная полоса.

Из столицы выехали еще затемно, под мелкий моросящий дождь. Впереди – трехчасовая дорога, и по пути я разговорился со своим новым знакомым – уроженцем этого села, доктором исторических наук, профессором Иманудином Сулаевым, расспрашивая его о родном селении, о проблемах земляков. Времени было предостаточно…

По данным археологов, окрестности аула Канасираги были освоены человеком еще в III-V вв. н. э. Эти места называют Къаркънела кьакьа, что переводится с даргинского языка как Каменная дорога.

Цивилизация без благ

– На сегодняшний день Канасираги обезлюдевает, сотни прописанных в селе жителей разъехались в поисках работы, – сетует Иманутдин Хабибович. – Люди жалуются во все инстанции, просят, чтобы власти построили благоустроенные дороги, газифицировали аул, пытаясь сохранить в селе хотя бы тех, кто еще остался в нем жить. А таких немного. Наглядно говорит об этом количество школьников, их в Канасирагинской средней школе осталось около сорока.

Аул Канасираги расположен на границе Сергокалинского и Дахадаевского районов. Расстояние до Сергокалы – около 37 км, а от Канасираги до Уркараха – 15 км. В весенне-летние дни жители нескольких соседних сел – Цураи, Цизгари, Шадни – ездят в Изербаш, Махачкалу, в горные районы через Канасираги: дорога сокращается минимум на 70 км. И если бы здесь проложили более качественную дорогу в райцентр Дахадаевского района Уркарах, от этого выиграли бы десятки тысяч жителей нескольких районов республики. Можно себе представить, насколько эта дорога сказалась бы на материальном положении жителей.

Как только мой собеседник закончил свое предложение, закончилась и нормальная дорога. Машина съехала с асфальта на ухабистую грунтовку, в салоне стало так шумно, что продолжать разговор уже не было никакой возможности. По пути нам приходилось несколько раз выходить из машины и толкать ее по скользким снежным уклонам, а потом идти пешком в тех местах, где автомобиль мог двигаться вперед лишь налегке. Радовала только удивительной красоты природа. Горы и ущелья в снегу, заледеневшие леса по обе стороны дороги, изу­мительная речка, зимнее небо со снегом. Вместе с дорогой на том повороте закончилась и отвернула в сторону и газовая труба. «Еще одним благом цивилизации меньше», – огорчается мой собеседник.

Ни дороги, ни газа…

Вот мы подошли, наконец, и к самому селу. Нас встречали всем джамаатом во главе со старейшинами. Магомед Магомедов, глава села, говорит: «Вы сами видели, наши дороги в ужасном состоянии, особенно в зимнее время, очень трудно добираться, почти на руках машины приходится поднимать. А насчет газа… Нет газа, всегда только обещают. Отопление у нас печное, на дровах». «А угля нет?» – спрашиваю. «Угля тоже нет, только дрова. Когда заготавливаем, а когда и покупаем, 10 тысяч рублей машина стоит».

– Сколько человек здесь прописано?

– 755 человек, но не все проживают.

– А кроме того, что здесь нет газа и дорога, по которой в зимнее время практически невозможно проехать, что еще тревожит?

— Работы нет, молодежь уезжает в города. Вот дома новые построили и бросают, потому что нет тут перспектив. Остаются одни пенсионеры и инвалиды.

– Ну, есть же дети, в школу ходят?

– Да, дети в школу ходят, но с каждым годом учеников все меньше, потому что молодежь уезжает. Раньше было около двухсот учеников, сейчас уже даже четвертой части нет.

К беседе подключается бывший глава села, ныне пенсионер. Представился: Гаджи Алигазимагомедович Алигаджиев, с 1998 по 2008 год руководил селом. За эти 10 лет в основном внимание обращал на ремонт электрических столбов. Еще в 1974 году их поставили, сейчас они в аварийном состоянии, так и не смог Гаджи Алигазимагомедович вопрос решить до конца. А насчет дороги говорит: «Бывал тогда в профильном министерстве, говорили: ваши дороги будут отремонтированы. А потом приходит письмо, в котором поясняют, что израсходовали все деньги для перекрытия реки Терек, нет у них возможности. Вот так».

… ни привилегий

Вперед выходит хромой старик с посохом. Представляется: Ризван Зугумов, ветеран труда.

— 105 канасирагинцев добровольно ушли на фронт, из них не вернулись 55. Десятки вернулись с фронта с медалями и орденами. Чтобы вы знали, когда на душу населения посчитали, из нашего села больше всех призвали в ряды Советской Армии в годы Великой Отечественной войны, и сейчас у нас по пять, по семь, а то и по восемь сыновей, которые отслужили в армии, – говорит дедушка. – Наше село в районе самое дальнее, вы сами видели, откуда мы едем и как едем, поэтому нам должны были уделять хоть какое-то внимание. У нас нет никаких условий, работы нет вот уже 30 лет, кроме как технического персонала школы, сельского совета, поэтому уезжают. Половина домов пустует, остальные в ветхом состоянии.

Кроме того, здесь очень много ветеранов труда, реальной помощи для них нет, хотя в селении они должны пользоваться льготами.

— Ничего нет, кроме 80 рублей, – за свет дают, и все, а было время, нам выделяли по 1440 рублей на отопление. И эти деньги исчезли, вот уже 5-6 лет ни копейки не дают, – жалуется Ризван Зугумов.

Садика местные дети никогда не видели. Благо, хоть ФАП есть. Все условия создают в райцентре, близлежащих селах, а дальние – хоть пропадите, негодуют сельчане. А ведь в районные бюджеты деньги выделяют.

Ризван Зугумов рассказывает, что работал в Министерстве финансов долгие годы, в Управлении ФНС, ездил в районы в составе бригады специалистов. Нет ни одного района, в котором не побывал бы, но таких тяжелых условий нигде не видел, уверяет собеседник.

Печальная действительность

Теперь уже каждый хотел вставить свое слово, стеснение и скованность остались позади, вот только крутилось все вокруг отсутствия газа и нормальной дороги – устали люди. Иманутдин Сулаев пытается высказать общую мысль.

— То, что происходит, – процесс урбанизации. Горькая правда в том, что такие села распадаются. Причем и те, где были хозяйства, нормальные условия жизни. Это приведет к тому, что завтра-послезавтра здесь уже никого не будет. Мы с вами прошлись по аулу, живущих здесь по пальцам можно пересчитать, хотя прописанных очень много, как глава администрации сказал. Я думаю, нашему Правительству и Правительству РФ надо разработать проект, который бы предполагал сохранение подобных сельских поселений, иначе мы станем свидетелями их распада, исчезнования. Неправильно уделять внимание только крупным районным центрам и городам. Если уже в школе осталось меньше сорока детей, это о многом говорит. Уезжают люди, и этот процесс остановить невозможно, если, конечно, не создать условия: газификация и дороги прежде всего.

P.S. А ведь здесь изумительная красота вокруг. Это предгорье жители называют «Швейцарией». Если создать инфраструктуру, приезжать будут туристы. А еще есть дорога, ведущая в Дахадаевский район, и если бы ее привести в порядок… Это когда-то была целевая программа, вспоминают сельчане, но бывшее руководство республики ее отменило. Если эту дорогу построить и соединить Сергокалинский и Дахадаевский районы, то от этого выиграют десятки тысяч жителей обоих районов.

… Мы начали собираться домой. Долго прощались, не хотели отпускать гостей. Спуск с 1,5-километровой высоты обошелся без происшествий. По пути нам несколько раз пришлось помочь тем, кто ехал наверх. Видели машины, съехавшие в заснеженные обочины, развернувшиеся поперек или просто застрявшие на ледяной дороге. Жители Канасираги надеются, что когда-нибудь Правительство республики возобновит программу ремонта этой дороги, и я смогу написать уже об этом.

Похожие

Чох: история и современность

89
День аула в Чохе отмечают каждый год и каждый раз посвящают его кому-либо из выдающихся...

Оседлавшие скалы

37
На страницах республиканских журналов и газет, а также в отдельных телевизионных передачах...

Батлаич

89
Село Хунзахского района Дагестана, расположено оно на северо-востоке Хунзахского плато,...

Рачабулдинские истории

656
Да, здесь некому выглянуть в окно, никто не выскочит из ворот, и растрепанный мальчуган не...

Дома с историей

704
Простенки между оконными проемами испещряют длинные трещинки, и время, словно иероглифами,...

Оставленные…

265
Новый проект «ДП» – «Забытый аул» – о малочисленных и навсегда покинутых людьми...

Вспоминая истоки

64
В редакции газеты «Лезги газет» состоялось награждение финалистов международного конкурса...

В краю маленьких солнц

131
Четыре года назад попала мне в руки книга Гюлоглана Мамедярова «История села Фий». Тогда...

Один день в Мококе

141
Иногда случаются такие приятные новости, мимо которых пройти никак нельзя: повод радоваться...

Статьи из «Общество»

Главное оружие – наше единство

26
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

39
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...

Годен к строевой

11
В России с 1 октября начался осенний призыв на срочную военную службу. По традиции в самой...

«Капитану» море не нужно

9
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

16
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Школа жизни Аскерханова

166
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...

Призыв в армию России: тогда и сегодня

29
Впервые в истории государства Российского...

Надежду не теряем

15
В нынешний век скоростей многие из нас предпочитают передвигаться по нашей огромной стране...

Пилоты беспилотников

22
Современные боевые действия требуют универсализации навыков в сочетании с высоким...