Город для человека, а не для автомобиля
За владение автомобилем нужно платить – от прямых затрат на бензин и запчасти до косвенных на страховку, налоги и так далее. Автомобиль в большом городе сегодня не средство передвижения, а настоящая роскошь. Уже слышны призывы к ограничению автомобилизации всеми доступными средствами – от финансов до пропаганды. Потому что, говорят, если сегодня не ограничить автомобилизацию, завтра автомобили захватят и уничтожат наши города.
Сегодня с доступностью кредитов автомобиль реально может позволить себе если не каждый, то многие. И очередей можно избежать, если вы, конечно, не гоняетесь за какой-то конкретной моделью. Что же вышло на практике? Доступность автомобиля вызвала настоящий бум автомобилизации в нашей стране. Если в 1970 году на 1000 человек приходилось 5,5 личных автомобиля, то в 1985 уже 44,5, в 1993 г. уже 75,7, а в 2019-м – 410 автомобилей на 1000 человек в среднем по стране.
По состоянию на начало 2019 года в стране числилось 43,5 миллиона легковых автомобилей, из них 41,8 миллиона штук находилось в собственности физических лиц. В подобном рейтинге мы соседствуем с Беларусью (369 авто) и Венгрией (377). В лидерах – Сан-Марино (1263 машины на 1000 жителей), Монако (899), Новая Зеландия (860), Исландия (824) и США (811).
Также агентство «Автостат» подсчитало распределение автомобилей по российским семьям, точнее домохозяйствам. В целом на 1000 домохозяйств (их в стране насчитывается 54,4 миллиона) приходится 836 машин. Можно подумать, что почти во всех российских семьях есть транспорт, но на деле оказывается, что у 42 % российских домохозяйств вообще нет машины. Около
39 % домохозяйств имеют один автомобиль, примерно 15 % — два, чуть менее 4 % семей владеют тремя и более автомобилями.
Совершенно закономерно, что рост автомобилизации привёл к большему количеству автомобилей на дорогах и, как следствие, к пробкам. Абсолютное большинство городов в России строились и проектировались либо очень давно, когда автомобилей было очень мало, либо в период, когда автомобилей, даже прочно вошедших в нашу жизнь, не было так много. В городах перестало хватать места автомобилям, мест под парковку и под дороги. Пешком передвигаться по такому городу становится некомфортно и просто опасно. Нужна альтернатива в виде хорошо отлаженной и продуманной системы общественного транспорта. Нужны нормальные автобусы, выделенные полосы для общественного транспорта, велодорожки и пешеходные зоны. Водитель огромного внедорожника, выехавший в центр города, должен выглядеть по меньшей мере смешно, что, впрочем, уже наблюдается в крупных городах.
Из-за вечных пробок в центре города и в густонаселённых микрорайонах на его окраинах наиболее зажиточные жители начинают перебираться в пригороды. При этом пропаганда автомобиля не утихает: автомобиль по-прежнему подаётся как некий билет в «элитарный клуб», а общественный транспорт считается уделом неудачников. Посмотрите на улицы наших городов, пройдитесь по ним пешком: комфортно? уютно? удобно? Разве так должна выглядеть улица, нацеленная на пешехода, на прогулки? Посмотрите на общественный транспорт большинства городов (Махачкала, Ялта, Симферополь, Керчь и другие).
Стоимость владения автомобилем (седан среднего объема двигателя 1,6 литра) в Москве составляет помесячно более 20 000 рублей. Именно во столько обходится пользование автомобиля москвичу. И это еще в расчет не взят тот факт, что автомобиль ежегодно теряет по 10 % стоимости. При этом больше 92 % времени автомобиль простаивает. И не просто простаивает, а теряет в цене, тратя деньги на себя со скоростью 27 рублей за час.
Каршеринг – вот слово XXI века, ответ проблемам экологии, экономики и многочасовым пробкам. На сегодняшний день Москва занимает лидирующее место по развитию каршеринга, по количеству автомобилей и их доступности. Цель каршеринга проста – используй автомобиль тогда, когда это нужно тебе. Сильный сдвиг в социальном сознании произойдет тогда, когда человек поймет, что владение автомобилем – это не только затратный кейс, но и игра на поводу шаблона из коммунистических времен, где автомобиль считался признаком достатка и успешности.
В результате отказа от автомобилизации мы сможем получить действительно города для людей в широко известном понимании этого термина. Мы сможем изменить сознание граждан и их отношение к городскому пространству. Поменяв архитектуру от автомобильной к пешеходной, город сделается безопаснее, функциональнее и эстетичнее, наконец, для человека, а не для автомобиля.