X
07:19 19.08.2022

Город для человека, а не для автомобиля

За владение автомобилем нужно платить – от прямых затрат на бензин и запчасти до косвенных на страховку, налоги и так далее. Автомобиль в большом городе сегодня не средство передвижения, а настоящая роскошь. Уже слышны призывы к ограничению автомобилизации всеми доступными средствами – от финансов до пропаганды. Потому что, говорят, если сегодня не ограничить автомобилизацию, завтра автомобили захватят и уничтожат наши города.

Сегодня с доступностью кредитов автомобиль реально может позволить себе если не каждый, то многие. И очередей можно избежать, если вы, конечно, не гоняетесь за какой-то конкретной моделью. Что же вышло на практике? Доступность автомобиля вызвала настоящий бум автомобилизации в нашей стране. Если в 1970 году на 1000 человек приходилось 5,5 личных автомобиля, то в 1985 уже 44,5, в 1993 г. уже 75,7, а в 2019-м – 410 автомобилей на 1000 человек в среднем по стране.

По состоянию на начало 2019 года в стране числилось 43,5 миллиона легковых автомобилей, из них 41,8 миллиона штук находилось в собственности физических лиц. В подобном рейтинге мы соседствуем с Беларусью (369 авто) и Венгрией (377). В лидерах – Сан-Марино (1263 машины на 1000 жителей), Монако (899), Новая Зеландия (860), Исландия (824) и США (811).

Также агентство «Автостат» подсчитало распределение автомобилей по российским семьям, точнее домохозяйствам. В целом на 1000 домохозяйств (их в стране насчитывается 54,4 миллиона) приходится 836 машин. Можно подумать, что почти во всех российских семьях есть транспорт, но на деле оказывается, что у 42 % российских домохозяйств вообще нет машины. Около
39 % домохозяйств имеют один автомобиль, примерно 15 % — два, чуть менее 4 % семей владеют тремя и более автомобилями.

Совершенно закономерно, что рост автомобилизации привёл к большему количеству автомобилей на дорогах и, как следствие, к пробкам. Абсолютное большинство городов в России строились и проектировались либо очень давно, когда автомобилей было очень мало, либо в период, когда автомобилей, даже прочно вошедших в нашу жизнь, не было так много. В городах перестало хватать места автомобилям, мест под парковку и под дороги. Пешком передвигаться по такому городу становится некомфортно и просто опасно. Нужна альтернатива в виде хорошо отлаженной и продуманной системы общественного транспорта. Нужны нормальные автобусы, выделенные полосы для общественного транспорта, велодорожки и пешеходные зоны. Водитель огромного внедорожника, выехавший в центр города, должен выглядеть по меньшей мере смешно, что, впрочем, уже наблюдается в крупных городах.

Из-за вечных пробок в центре города и в густонаселённых микрорайонах на его окраинах наиболее зажиточные жители начинают перебираться в пригороды. При этом пропаганда автомобиля не утихает: автомобиль по-прежнему подаётся как некий билет в «элитарный клуб», а общественный транспорт считается уделом неудачников. Посмотрите на улицы наших городов, пройдитесь по ним пешком: комфортно? уютно? удобно? Разве так должна выглядеть улица, нацеленная на пешехода, на прогулки? Посмотрите на общественный транспорт большинства городов (Махачкала, Ялта, Симферополь, Керчь и другие).

Стоимость владения автомобилем (седан среднего объема двигателя 1,6 литра) в Москве составляет помесячно более 20 000 рублей. Именно во столько обходится пользование автомобиля москвичу. И это еще в расчет не взят тот факт, что автомобиль ежегодно теряет по 10 % стоимости. При этом больше 92 % времени автомобиль простаивает. И не просто простаивает, а теряет в цене, тратя деньги на себя со скоростью 27 рублей за час.

Каршеринг – вот слово XXI века, ответ проблемам экологии, экономики и многочасовым пробкам. На сегодняшний день Москва занимает лидирующее место по развитию каршеринга, по количеству автомобилей и их доступности. Цель каршеринга проста – используй автомобиль тогда, когда это нужно тебе. Сильный сдвиг в социальном сознании произойдет тогда, когда человек поймет, что владение автомобилем – это не только затратный кейс, но и игра на поводу шаблона из коммунистических времен, где автомобиль считался признаком достатка и успешности.

В результате отказа от автомобилизации мы сможем получить действительно города для людей в широко известном понимании этого термина. Мы сможем изменить сознание граждан и их отношение к городскому пространству. Поменяв архитектуру от автомобильной к пешеходной, город сделается безопаснее, функциональнее и эстетичнее, наконец, для человека, а не для автомобиля.

Статьи из «Колесо»

Депутат против ограничений

7
Как уже известно, МВД РФ выступило инициатором ужесточения правил продления удостоверений...

Если авто без кондиционера

12
Летний зной, который установился в Дагестане в эти дни, превращает салон автомобиля в...

Маленький самородок большого автоспорта

1195
Золотой слиток среди камней, оазис в пустыне –...

Повторно не накажут

17
Конституционный суд РФ запретил наложение на одного водителя двух разных видов наказаний за...

Автосервис и клиент: будем дружить

10
В России с 1 сентября вступят в силу обновленные правила...

Нет ОСАГО – получи штраф

13
Начало автоматического взыскания штрафов с автовладельцев, не имеющих действующего полиса...

Больше камер!

58
Комплексов и камер видеонаблюдения и фиксации правонарушений в сфере дорожного движения...

Пристегнуть ремни

6
Сегодня в России отмечается День государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Гараж и коррозия

22
Любой автовладелец мечтает о гараже. Казалось бы, гараж – идеальное место для хранения...

Украсть за 60 секунд

14
Несмотря на усилия правоохранительных органов, статистика угона машин не идет на спад. В...

Как заказать авто из Китая?

23
Известно, что покупка автомобиля напрямую из Китая может ­сэкономить до 30 % от цены...