Городской транспорт: попытка №…
В республике решено старые маршрутные микроавтобусы заменить на новые. Уже полностью обновлен транспорт на маршрутах «125», «125-А», «2 как троллейбус», «20» и других. Однако транспортные организации не все автобусы выкупили полностью. Некоторые взяли их в лизинг. Обязательства же по оплате легли на плечи водителей в виде новых правил извоза, и это при том, что у многих из них уже есть свои микроавтобусы, а некоторые взяты под выкуп. Именно это и вызвало протест у водителей маршрута «61-А», переросший в голодовку.
— Или мы должны сесть на «Next» (новые типы микроавтобусов «ГАЗель»), или уходить. Наши машины не соответствуют требованиям, так нам говорят, – комментируют ультимативные требования начальства бастующие водители. – Вот, посмотрите, – наши машины нормальные. Эта программа до 2020 года, надо же поэтапно переходить. У части водителей новые машины, в долг недавно приобрели, а им говорят, чтобы они снова переходили на другую машину.
Серьезно изменились условия контракта между водителями и организациями. Если раньше водители на этом маршруте платили за путёвку 6150 рублей, за медосмотр и диспетчеру отдавали еще 3600 рублей – всего 9750 рублей в месяц, то сейчас от них требуют оплачивать 2500 рублей в день, плюс еще тысяча рублей у них уходит на заправку топливом.
– Мы обращались и в УБЭП, и в республиканскую прокуратуру, городскую администрацию, – говорит Гасан, один из бастующих. – У нас тяжелая работа. Мы несем ответственность за пассажиров. Но если на водителя навесить такие обязательства, то никто не гарантирует, что извоз будет безопасным. Каждый будет заинтересован как можно быстрее собрать план. Хотим работать честно и платить налоги. Мы же не виноваты, что начальство их не платило до нас.
Все свои претензии и предложения водители маршрута «61-А» выразили в заявлении, направленном в прокуратуру РД. В нем они отказываются от сотрудничества с фирмой ООО «Современные транспортные системы» («СТС») и просят дать возможность перейти в фирму ООО «Анцух-Сити».
За разъяснениями мы обратились к гендиректору фирмы-перевозчика «СТС» Шихсаиду Расулову.
– Обновление парка – это не наша инициатива, и уж точно мы не собирались брать машины в лизинг, – объясняет Расулов. – Еще 2 месяца назад поставили водителей в известность, что будет обновление. По новому закону индивидуальным предпринимателям заниматься пассажирским извозом не разрешается. А многие водители числятся как ИП со своим транспортом. Мы действуем согласно закону. Сейчас на новых автобусах планируется выходить посменно, работать будут 2 водителя по 15 дней каждый. По поводу диспетчеров, которым платили водители, то это не наша инициатива, а самих водителей. Они назначили этих работников для своего удобства. Поэтому эта строка расхода не предусмотрена. Сейчас мы планируем обязать их заливать топливо за свои средства, но скорее всего через некоторое время топливо будет оплачиваться централизованно за счет фирмы. Мы обслуживаем 18 линий, и нигде, как раньше, за линию платить никому не надо. Это тоже надо учитывать.
Начальник управления промышленности, транспорта и дорожного хозяйства администрации г. Махачкалы Андрей Гусейнов по поводу сложившейся ситуации дал следующие пояснения. Многие водители, по его словам, были оформлены на 0,25 ставки, это позволяло им платить небольшую сумму налогов в месяц, а работали они весь день, что являлось грубым нарушением. По вопросу о величине доходов водителей Гусейнов сказал, что, по статистике, в среднем водитель собирает от 5 до 6 тысяч рублей в день.
– Мы даже не требуем отдавать всю заработанную сумму. Пусть хотя бы платят одну треть с дохода. Например, на других маршрутах платят по 4500 руб. в день. И никто не выступает против. Мы хотим перевести всех на «белую» зарплату, плюс еще приработок, который каждый водитель оставляет себе. В среднем доходы не теряются, но мы обязываем выполнять план по финансам. Маршрутный транспорт должен обеспечивать город перевозками в полном объеме, – говорит Андрей Гусейнов.
Что касается фирмы-перевозчика «Анцух-Сити», куда хотят перейти водители маршрута «61-А», то, по словам Гусейнова, эта фирма пока не прошла конкурс и занимается извозом не совсем законно, поэтому желание перейти в эту компанию не может приветствоваться.
Конечно, работать по закону необходимо, и задача поставлена правильно. Ведь доход от транспортных услуг является одной из основных статей городского бюджета.
Но некоторые вопросы остались. Например, предполагаемая сменная работа по 15 дней с 7 утра до 22:00 нарушает режим труда и отдыха водителя, который по закону имеет право находиться за рулем не более 6 часов подряд. Правда, Андрей Гусейнов добавил, что, скорее всего, водители будут работать по полдня и таким образом не будут перерабатывать. Но тогда возникает вопрос: как же с выходными? Ведь получается, что каждый водитель будет работать круглую неделю. А если оба уйдут на выходные, то кто будет обеспечивать пассажироперевозки?
Наверное, стоит пересмотреть и сроки перехода на новые правила, дать время водителям избавиться от своего транспорта, особенно тем, кто взял машину в долг, и постепенно войти в новый ритм. Ну и наконец, в связи с особенностями маршрута, возможно, стоит подойти дифференцированно и к ежедневным сборам.
Проблема городского транспорта в Махачкале возникла не сегодня. Прежние попытки муниципальных властей решить ее успехом не увенчались. И все же надо надеяться, что компромисс будет найден и в этой сфере установятся прозрачные правила, которые устроят и водителей, и городские власти, и особенно пассажиров.