Гостеприимство – лучшая форма патриотизма
Президент России Владимир Путин уже провёл несколько совещаний, на которых речь шла о развитии туризма. В его концепции «Пять морей» особое место занимает строительство всесезонного морского курорта на берегу Каспия, а также строительство детского лагеря по аналогии с «Артеком» и другими. Предложения, с которыми выступил Глава Дагестана Сергей Меликов, нашли поддержку и одобрение на самом высоком уровне.
Развитие туристической отрасли имеет мультипликативный эффект. Так, создание каждого нового рабочего места в сфере туризма приводит к появлению новых рабочих мест в смежных отраслях экономики.
Для социальной стабильности в обществе необходима уверенность в завтрашнем дне, понимание того, что дети будут обеспечены работой. Для этого в регионе должна быть внятная экономическая политика, должны быть свои отрасли специализации. Сегодня туризм видится как отрасль, способная «накормить» Дагестан.
Наша республика в течение короткого времени стала одним из туристических центров России. За каких-то пару лет здесь сформировалась целая индустрия туризма: появились профессиональные гиды, открылся колледж туризма при ДГУНХ, пригнаны тысячи автомобилей, адаптированных под перевозки туристов, в городах и сёлах сформировалась система постоя и общепита. По разным оценкам, в индустрии гостеприимства в той или иной мере задействованы около 2 % населения.
Развивая институт гостеприимства, мы не только позволяем одним людям отдохнуть, а другим заработать. Мы даём гражданам страны возможность влюбиться в Дагестан! Скажу больше: гостеприимство – это лучшая форма патриотизма!
Но без господдержки поставить туриндустрию на современные рельсы не удастся. Последние годы к туристическому развитию Дагестана приковано пристальное внимание Федерального центра. Вот и недавно Президент подчеркнул роль строительства крупных современных кластеров в «туристическом импортозамещении». Люди готовы отдыхать на родине, но при создании комфортных условий.
В Дагестане многое ещё нужно сделать. Необходимо построить современные отели разных категорий. Создать условия для бизнеса на самих туробъектах – построить дорогу, провести свет, воду и газ. Предприниматели готовы вести бизнес честно, платить налоги, но они вправе рассчитывать на помощь государства.
Отдельная тема – популярные у туристов локации. Благоустроенная асфальтированная дорога и стоянка сделают путешествие к достопримечательностям намного комфортней. Но в то же время, имея на своей территории такой объект, люди вправе рассчитывать на соответствующий доход. Что, если на въезде на стоянку объекта поставить шлагбаум с безналичной оплатой за въезд? Пусть за въезд единицы транспорта платят 100–200 рублей. Небольшая сумма, согласитесь. Но за год набегают приличные деньги, на которые можно решить массу проблем. Сбор денег должен быть только по безналичной оплате, и распределение этих средств должно быть абсолютно прозрачным. Пусть какая-то часть пойдёт на покупку жилья сиротам, помощь малоимущим, остальные деньги можно потратить на благоустройство. У каждого города и района есть свои насущные проблемы, которые он может решить из этого источника дохода. Некоторые дагестанцы считают туристов виновниками многих своих бед: от пресловутого повышения цен до подрыва моральных устоев. Поверьте, люди посмотрят другими глазами на туристов, если будут знать, что благодаря им решаются социальные проблемы. И туриндустрия будет баракатной.
Во всём мире туризм в первую очередь призван обеспечить работой максимальное количество местных жителей. Давайте дадим дополнительный заработок местным учителям. В муниципалитетах много учителей истории, географии, иностранных языков, они с удовольствием проведут экскурсии, поделятся уникальной информацией, передаваемой из поколения в поколение, откроют для туристов новые грани Дагестана. Это неплохой доход и хорошая практика для них.
Кормить и размещать туристов тоже нужно. Глобализация, когда крупные игроки контролируют сферы туриндустрии, крайне губительна для социальной стабильности. Люди должны иметь возможность зарабатывать свою копейку – будь то сдача дома или общепит. Но и контроль качества тоже должен быть.
В Дагестане многое ещё нужно сделать. Необходимо построить современные отели разных категорий. Создать условия для бизнеса на самих туробъектах – построить дорогу, провести свет, воду и газ. Предприниматели готовы вести бизнес честно, платить налоги, но они вправе рассчитывать на помощь государства.
В то же время туриндустрия должна чувствовать социальную ответственность. Можно (и нужно) устраивать экскурсии для детей своих земляков, участников СВО, сирот, детей из многодетных и малообеспеченных семей. Показать им достопримечательности родного края, угостить, рассказать о духовных ценностях.
По Пушкинской карте должны быть доступны детские и молодёжные туры с историческим и патриотическим уклоном. Кроме того, доступна карта должна быть с 14 до 35 лет, если уж молодежью у нас считается именно этот возраст, а не 22, как сейчас.
Ещё одно предложение: Махачкале как городу-миллионнику нужен цирк. Большой – минимум на 2 тысячи мест. Нам есть что показать не только гостям, но и самим дагестанцам: джигитовка, канатоходцы, акробаты, одной лезгинкой можно закрыть двухчасовую программу. Цирк станет центром культуры, народных промыслов, точкой притяжения гостей, как обязательный к посещению. Кроме того, он будет площадкой для муниципальных управлений культуры, готовых поделиться своими талантами.
Отдельное внимание Дагестанскому университету народного хозяйства, при котором в прошлом году был открыт колледж туризма и сервиса. Именно уровень сервиса буквально через пару лет станет главным критерием выбора того или иного направления туристами. Поэтому выпускники колледжа точно не останутся без работы. Думаю, впору в скором времени и факультет туризма открывать.
Предлагаю оценить масштаб туристической волны в республике. В прошлом году у нас в гостях побывали 1 млн 700 тысяч человек. Вроде много, если учесть, что в Дагестане живут чуть больше 3 млн. Но в данном вопросе лучше считать по человеко-дням, как раньше трудодни считали. Если среднестатистический турист к нам приезжает на неделю, путём простых вычислений выясняем – в регионе за год туристы прожили около 12 млн дней. А сколько прожили сами дагестанцы? 3 млн умножаем на 365 и получаем больше миллиарда дней. Чувствуете разницу? Почти в сто раз! Даже с учётом хорошего аппетита ну не смогут туристы съесть всё наше мясо и заселить всё жильё! А вот спекулянты у нас были и есть, которые найдут повод поднять цены.
В индустрии туризма на самом деле нет осязаемой конечной цели – важен сам процесс путешествия. Туриста не должно покидать ощущение, что путешествие ещё не закончено и, вернувшись через какое-то время, он получит ещё больше эмоций. Не развивая индустрию, дарить такие ощущения крайне сложно.
Мы любим родной край ровно настолько, насколько полюбит его наш гость. Каждый из нас старается угодить своему кунаку: угостить самым вкусным блюдом, уложить в самую мягкую постель, прокатить по самым живописным местам, чтобы остались у него самые добрые впечатления. А турист – это гость, от добрых впечатлений которого зависит и наше благосостояние.