Грамотная разметка выбьет «пробку»
Современный мир быстро меняется. Процессы ускоряются, мобильность возрастает, и обойтись без транспорта невозможно. Однако наравне с благом, которое нам дают автомобили, они несут в себе и большую опасность, которая в Дагестане становится более выраженной из-за отсутствия технических средств регулирования (знаки и разметка) и современной организации дорожного движения.
В среде автолюбителей часто встречаются негативные отклики о работе камер видеофиксации нарушений. Мол, в попытке нормализовать движение и заставить водителей соблюдать элементарные правила у нарушителей отнимаются заработанные честным трудом деньги. Только вот мы не задумываемся над тем, что каждое, даже самое безобидное нарушение ПДД (например, игнорирование той же дорожной разметки) может привести к большой трагедии.
Поэтому для повышения безопасности на дорогах Махачкалы последние 2 года в городе активно устанавливают камеры фиксации нарушений. И если интеллектуальная система в столице Дагестана уже позволила увеличить пропускную способность на главных городских дорогах на 15 %, то работу с организацией разметки и дорожных знаков необходимо улучшить, считают специалисты.
В развитых с точки зрения транспорта городах уже давно используются сложные схемы организации дорожного движения. Несмотря на первоначальный дискомфорт, доставляемый водителям, не привыкшим к замысловатой разметке и знакам, такие схемы позволяют снизить риски возникновения аварий и использовать всю ширину проезжей части по максимуму.
Простые прямые линии (особенно это касается пересечений) не дают ни нужного уровня безопасности, ни необходимой пропускной способности. И, игнорируя попытки наладить качественное и безопасное движение, мы сталкиваемся с высокой смертностью и пробками на дорогах.
Только вдумайтесь: по официальным данным, от коронавируса в 2022 году в Дагестане погибло чуть больше 400 человек, а от ДТП – 320, ранены были больше 2000 человек.
Ситуация, как уже было сказано выше, качественно меняется во многих городах России, удается уменьшить количество аварий, упорядочить движение и минимизировать проблемные места. Все это становится возможным благодаря комплексному внедрению ИТС в совокупности с грамотным изменением организации дорожного движения. Но в столице нашей республики при внедрении интеллектуальных систем важно учитывать необходимость поддержания в должном состоянии самих дорог, постоянного обновления разметки, установки дорожных знаков в соответствии с постоянным изменением трафика.
Пример – участок по улице Хаджи Булача на пересечении с улицей Железнодорожной. Здесь на въезде на эстакаду образуются гигантские заторы, образующие пробки на всех прилегающих улицах. При этом необходимость качественного регулирования данного отрезка игнорируется городскими властями на протяжении многих лет.
И таких ситуаций в городе немало. Например, разворот после съезда с эстакады, соединяющей проспект Петра I и Расула Гамзатова. В часы пик этот отрезок кратно насыщается автомобилями, а из-за отсутствия правильной организации движения затор образуется в обе стороны. Думаем, не нужно указывать на то, что заторы на крупных улицах приводят к тому, что в пробках оказывается практически весь город. Возьмем также сложный перекресток на Троллейбусном кольце, где нет ни грамотной организации движения, ни какой-либо разметки, что приводит к пробкам в часы пик. Создается ощущение, что городские власти просто не знают, что делать на этом участке, поэтому разметка, кроме пешеходных переходов, отсутствует полностью.
А парковка – это вообще отдельная тема. Даже в самом продуманном с точки зрения передвижения автомобилей городе не удастся полностью избавиться от пробок и повысить безопасность, если транспортные средства будут стоять не так, как положено, а как захочется недобросовестным водителям. Зачастую машины на центральных улицах Махачкалы паркуют так, что полностью перекрывается видимость у пешеходных переходов (а некоторые умудряются ставить прямо на «зебрах»). И это провоцирует ДТП, в том числе со смертельным исходом. Наиболее опасными в этом плане являются улица Ярагского и проспект Акушинского. Но надо понимать, что на все автомобили, которых, по официальным данным, в Махачкале около 180 тысяч, парковочных мест не хватит. В других городах эта проблема решается совершенствованием системы общественного транспорта, развитием альтернативных видов транспорта, улучшением пешеходной инфраструктуры и внедрением инновационных технологий.
Возможно ли все это в бурно развивающейся Махачкале? Конечно, да, но при определенном подходе, который должен отвечать современным требованиям и вызовам.