Гражданин Человек
Социально-экономические изменения, перемены во всех сферах нашего общества влияют на жизненные профессиональные ориентиры подрастающего поколения. В условиях социальных перемен наиболее значимой становится проблема самоопределения личности, ответственной за свои поступки, осознающей результаты выбора всего жизненного и профессионального пути.
Особое место в социальной жизни села, в воспитании человека-труженика, который сможет эффективно распоряжаться главным богатством – землей, отводится школе. Сельская школа – это важный компонент российской системы образования, которая сохраняет значительные возможности влияния на социализацию выпускника, а через него и на формирование всего сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, активно влияющие на производственную, бытовую и информационную культуру села.
Исторически сложилось так, что человек в Дагестане рождается, растет и формируется в особой географической, национальной и социальной среде. Ему с раннего детства приходится познать окружающую его социальную действительность, овладевать навыками индивидуальной и коллективной работы. Он год от года развивается, преобразовывается, формируется и духовно, и профессионально. Все это происходит под непосредственным влиянием родителей, учителей, воспитателей, наставников.
Человек формируется под влиянием межличностных и деловых отношений в обществе. В конечном счете с годами он постигает предписанные ему обществом возрастные функции и обязанности. Человек достигает духовного и профессионального уровня, соответствующего потребностям общества. Вот что следует понимать под социализацией человека.
Народы Дагестана придают социализации человека исключительное значение. На протяжении всей истории республики не было еще такого периода, чтобы к формированию морально-этического и физического облика человека народы относились с равнодушием. Человек мыслится народом не отвлеченно или изолированно, а как самое разумное существо, обладающее высокими духовно-нравственными качествами, национально особыми этикетными нормами и правилами. Человек призван выполнять в обществе конкретные социальные функции и обязанности, предписанные его полу, возрасту, общественному положению. Человек видится в народе прежде всего в роли сына или дочери, брата или сестры, отца или матери, дедушки или бабушки.
Человеку отводится роль наставника или наставницы, гостя, кунака и, наконец, почетная роль гражданина. Человек видится в народе в почетной роли труженика, мастера, хозяина, воина, лидера, старейшины. Человек ценится в Дагестане, если он глубоко знает, понимает и четко выполняет свои функции и обязанности. Именно о таком человеке дагестанцы говорят «настоящий человек», «добропорядочный человек», «идеальный человек», «совершенный человек» и т. д.
Социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению в народной педагогике Дагестана. В процессе социализации индивид действительно становится частью общества.
Важность и взаимозависимость каждого этапа социализации и социального воспитания человека связаны прежде всего с его отношениями к матери, семье, родственникам, соседям, аулу, родине, что наиболее ярко отражают мудрые изречения, устойчиво закрепившиеся в нравственной культуре народов Дагестана.
Как пример. Отношение к отцу и матери: «Если лишившийся отца раз сирота, то потерявший мать – семь раз сирота» (лезг., дарг., таб.), «Кто родителей почитает, тот вовек не умирает» (лезг.), «Для матери хоть яичницу на ладони изжарь, все равно будешь перед нею в долгу» (дарг.).